18 января православные верующие отмечают Крещенский Сочельник, а на следующий день – один из самых важных праздников церковного года, Крещение Господне.
В церковных кругах более принято другое название этого дня – Богоявление. Так его называют в память о том, что именно во время Крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан, которое совершил Иоанн Креститель, была явлена божественная сущность Спасителя. Крещение и Богоявление – это два названия одного и того же праздника, а не два отдельных, как думают многие.
Пожалуй, ни один другой православный праздник не вызывает такого развеселого отклика у людей, как Крещение. Кто только не окунается в этот день в прорубь! И политики, и артисты, и просто любители острых ощущений. Принято считать, что все водные источники в этот день наполняются святой водой, и самое экстремальное купание не может принести вреда. 18 и 19 января будут совершены водосвятные молебны в тысячах церквей. Освящены будут и воды источников под открытым небом, включая специально оборудованные для купаний проруби. Как правило, они имеют форму креста и называются «иорданями» в память о реке, в водах которой был крещен Иисус.
«Крещение Господне» (икона, XVI век)
Стоит ли окунаться в прорубь на Крещение и как правильно отметить этот праздник, рассказали в интервью «МИР 24» православные священники.
«Крещение, или Богоявление, – один из любимых праздников в русском народе, потому что он обращен к нашим корням, к самому рождению нового народа из славянских племен, – говорит священник Георгий Кочетков. – Эта любовь к христианскому празднику не ушла даже за столько десятилетий уничтожения и искоренения веры в народе, да и самого русского народа! Веры не только как религии, обращенной не только к Богу, но и друг ко другу: веры как взаимной поддержки, открытости и доверия».
Праздник Крещения обращает нашу память и к тому, о чем часто говорит патриарх Кирилл: о русских, украинцах и белорусах – что мы все изначально один народ, вышедший из Киевской купели. Этот праздник возвращает нас и к словам с Небес, которые услышали люди, пришедшие на Иордан и ставшие свидетелями Крещения Христа: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Все знают слова Достоевского о русском народе-богоносце, хотя часто не понимают, что за ними стоит не самопревозношение, а, по словам священника, скорее, наоборот: интуицитивное понимание, что русский человек, без Христа перестает быть собой. И сейчас нам самое время задуматься, кто мы и откуда. Ведь чтобы обрести свое настоящее лицо, каждый нуждается в том, чтобы слышать голос Небес и быть причастным к высшему смыслу жизни.
«Люди, приходя на иордани или за святой водой, скорее всего, ищут не просто закаливания и укрепления здоровья. Экстремальные для наших зим крещенские купания – это все же не моржевание, а внутренняя потребность смыть свои грехи, которые люди ощущают почти как физическую грязь и хотят от нее очиститься в крещенских водах, пусть иногда и несколько экстравагантно», – говорит Георгий Кочетков.
Церковь, конечно, отвергает всякую магию, всякое суеверие, но радуется, когда люди чувствуют, что что-то меняется в их жизни в лучшую сторону. И если народными традициями не злоупотреблять, если не относиться к ним с каким-то суеверным страхом и не путать купания со своим крещением, то никакого криминала здесь нет.
«Другое дело, что сейчас особое время, и переохлаждение организма, как и стояние в многолюдных очередях за святой водой на фоне высокой опасности заражения вирусом может дорого обойтись человеку и его близким, – говорит священник. – Каждый должен подумать о себе, своей семье и всех, кто от него зависит. Поэтому я бы не рекомендовал в эти дни слишком рисковать».
А вот поискать возможность быть приобщенным к смыслу праздника – это того стоит. Можно всмотреться в иконы Крещения, вспомнить лучшие произведения живописи на эту тему – все-таки об этом событии размышляли и великие художники Возрождения, итальянские и фламандские мастера, и русские живописцы – Александр Иванов, Василий Поленов, Михаил Нестеров и другие.
И конечно, совершенно особым образом смысл праздника раскрывается на богослужении, которое мы, как обычно в дни пандемии, будем совершать на канале «Православное богослужение на русском языке» для всех желающих, вспоминая этот праздник, воспевающий Христа и явление Его ради нас как Вечного Света:
В сей день Ты явился нашему миру,
и Свет Твой, Господи, запечатлелся на нас,
познавших Тебя и Тебя воспевающих:
«Пришел Ты и явил Себя,
о Свет недоступный!»
(Кондак праздника Богоявления)
Фото: ТАСС / Феоктистов Дмитрий
В церковной среде нет единого отношения к массовым купаниям на Крещение. Священники расходятся во мнении, как к этому относиться. Об этом рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель, научный сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Якунцев.
«С одной стороны, ежегодно в интернете появляются ролики, демонстрирующие, как батюшки пытаются популяризировать эту традицию, и сами во всем облачении окунаются в прорубь. Так что, конечно, есть сторонники традиции окунания на Крещение, и в массовой практике именно их замечают больше всего, – говорит теолог. – С другой стороны, не могу сказать, что все рады этому религиозному буйству. Потому что чем его больше, тем меньше в людях желания изменить свою жизнь и реально приблизиться к Богу Живому».
«Большинство священников все же не приветствуют ажиотаж вокруг крещенской воды. Потому что это возбуждает в людях ложные надежды, что крещенская вода – особая, «живая», как из сказки, и действует магически: и сглаз снимает, и порчу очищает, и все грехи смывает, и полезна для здоровья. Это суеверие, то есть пустая, напрасная вера», – говорит Владимир Якунцев.
«А купания на Крещение возбуждают в людях поверхностные религиозные чувства. Вот они спустили пар и считают, что угодили Богу и как-то обновили свою жизнь, но продолжают жить той жизнью, в которой Христу места так и не нашлось, которая никак с Евангелием не соотносится. Когда люди питаются ложными надеждами, то это беда для христианства», – считает Якунцев.
«Православие – это путь веры, путь реального изменения себя, путь перерождения, – говорит он. – Так причем же здесь вода, в которую ты окунулся, думая, что это будет сопровождаться некоторым фокусом?»
«В результате окунания в воду никакие грехи не очищаются и никакое здоровье не прибавляется, – говорит теолог. – Для этого нужны совсем другие усилия. Необходим покаянный подвиг, осознание своей жизни, обращенное к Богу вопрошание, очищение своей совести. Вот тогда действительно возможны какие-то изменения».