В Молдове русский язык лишился статуса языка межнационального общения. Такое решение принял Конституционный суд республики. С запросом в высшую инстанцию обратилась группа депутатов правого толка. Они опротестовали закон, недавно принятый по инициативе партии социалистов, рассказывает корреспондент «МИР 24» Олеся Казаку.
Судьи Конституционного суда Молдовы решили, что закон о функционировании языков давал русскому привилегированное положение и фактически делал его вторым государственным. Это, по их мнению, противоречит 13-й статье Конституции, в которой говорится, что государство обязано сохранять и развивать все языки, на которых говорят в стране.
«Конституционный суд отметил, что положение статьи 13 Конституции признает лишь один государственный язык и не содержит понятия «язык межнационального общения». Конституционный статус государственного языка как раз придает ему функцию общения между всеми гражданами Республики Молдова», – пояснила председатель Конституционного суда Молдовы Домника Маноле.
В Молдове и раньше существовал закон о функционировании языков. Однако два года назад Конституционный суд признал его устаревшим. В середине декабря прошлого года депутаты-социалисты разработали новый. По их мнению, русский язык поможет сохранить этническим болгарам, украинцам, гагаузам, ромам доступ к информации. Многие из них не знают государственного языка, но исторически так сложилось, что знают русский. Социалисты решение высшей инстанции назвали политическим.
«Конституционный суд создал вопиющую ситуацию, которая способствовала нарушению прав граждан Республики Молдова, создав неравенство и разделив людей по языковому и этническому признаку. Своим решением Конституционный суд возвращает нашу страну в атмосферу межэтнической ненависти конца 80-х – начала 90-х годов. Решение Конституционного суда негативнее всего повлияет на разрешение приднестровского конфликта, углубив недоверие между обоими берегами реки Днестр», – написали они.
Социалисты заявили, что вернутся с законом о функционировании языков в парламент. В то же время они отметили, что необходимость в конституционной реформе становится все более очевидной. По их мнению, суд не должен интерпретировать Конституцию, а его решения должны носить рекомендательный характер.
Подробнее в сюжете: Языковой вопрос