Одному из величайших хоккеистов в истории Уэйну Гретцки исполнилось 60 лет. Он автор большого числа рекордов, многие из которых вряд ли в скором времени кто-то сможет побить, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Павел Полищук.
Фамильная ферма семьи Гретцки в окрестностях Брэндфорта канадской провинции Онтарио. Хоккейные ворота здесь вполне органично смотрятся рядом со всевозможной сельхозтехникой. Кажется, что другого пути, кроме как хоккейного, у Уэйна попросту не было. Его отец Уолтер поставил сына на коньки, когда тому еще не было трех лет. Каждую зиму заливал на заднем дворе каток и лично тренировал сына, придумывая все новые упражнения. Но заставлять мальчика не приходилось.
«Наш каждый поход на каток превращался в игру на выживание. Его было невозможно оттуда вытащить. Он предпочел бы замерзнуть до смерти, чем вернуться домой», – вспоминает Уолтер Гретцки.
Прогресс Гретцки был настолько ошеломительным, что в шесть лет он уже играл в команде с десятилетними. И был лучшим. Канадская пресса вцепилась в него как в мессию, а Уэйн лишь подогревал к себе интерес невероятной результативностью. В 11 лет за один сезон забросил 378 шайб и требований к себе с возрастом не сбавлял.
«Я проводил на льду по семь-восемь часов в день. Мне говорили: зачем тренироваться так много? Но это было мое решение. Если я запланировал что-то сделать, то делал. Для меня хоккей был религией, был моей жизнью», – говорит четырехкратный обладатель Кубка Стэнли.
Гретцки в итоге стал королем хоккея. О возможной коронации заговорили уже в его первые сезоны в НХЛ. Рекорды результативности хоккеист «Эдмонтона» бил каждый год. 13 лет подряд Гретцки не опускался ниже планки в 121 очко за сезон.
«Он пришел к нам в команду в 17 лет. Тренеры нам сразу сказали: «Теперь мы можем выиграть Кубок Стэнли». Все из-за Уэйна. Мы действительно чувствовали, что он особенный», – рассказал канадский хоккеист Марк Мессье.
Мировая слава к Гретцки пришла мгновенно. Посыпались контракты, рекламные предложения. Светловолосый тинэйджер из канадской глубинки стал лицом североамериканского хоккея. А вскоре и его послом. В 1983-м Уэйн отправился в Советский Союз, можно сказать, на свою вторую родину – дедушка хоккеиста родом из Беларуси.
Культурная программа, мастер-классы, но гвоздь программы – ужин в доме великого хоккейного вратаря Владислава Третьяка. Угощали черной икрой и, конечно, русской водкой. Отказ гостя выпить Третьяк не принимал и провел краткий курс по правильному употреблению этого напитка.
«Он все время говорит: «Я хочу к тебе домой». Когда он приехал, он говорил, что у вас шампанское и мороженое хорошие. «Можно мне их каждый день?». Я говорю – да. «А к тебе домой можно приехать?». Я говорю, что у меня нужно водку пить. Он говорит, нет. Ну, а я: «Можешь тогда не приезжать». – «Нет, я буду». Я его научил трем тостам. В общем, ему понравилось», – рассказал трехкратный олимпийский чемпион, президент ФХР Владислав Третьяк.
Тот вечер для Гретцки скорее был исключением из правил. Спортивный режим для него – непреложный закон. Четыре победы в Кубке Стэнли – награда за годы труда. Рекорды Уэйна до сих пор не побиты, а значит, прозвище «Великий» вполне обоснованно.
Подробнее в сюжете: Хоккей