По-детски невинный и в чем-то даже ангельский взгляд пронзительно-голубых глаз стал его коронной «фишкой». Ничто не выдает в нем истинного возраста, и лишь отметка в паспорте отрезвляет и шокирует давних поклонников всеми любимого «хоббита»: Элайдже Вуду стукнуло 40!
Большинство зрителей, конечно же, знают его благодаря роли Фродо Бэггинса в фэнтези-саге «Властелин колец», которая стала его визитной карточкой. После съемок в трилогии Питера Джексона другие режиссеры буквально засыпали Вуда предложениями о съемках, но актер оказался очень избирательным. В последнее время Вуд все чаще выбирает роли в независимых проектах. Он признается: деньги его мало интересуют, главное – чтобы было интересно играть.
О том, как Вуд попал на экраны через модельный бизнес, сыграл лучшего друга Тома Сойера, снялся в клипе The Cranberries и чудом попал на съемки «Властелина колец» – читайте в материале «МИР 24».
Элайджа Джордан Вуд родился 28 января 1981 года в Сидар-Рапидс, в самом сердце американского штата Айова. Он – средний ребенок в семье Уоррена и Дэбби Вуд. Его старший брат Захария – продюсер видеоигр, а младшая сестра Ханна – поэтесса и актриса. У Элайджи богатая наследственность: в нем смешалась английская, австрийская, немецкая и датская кровь.
С самого детства он был очень активным и энергичным, за это мать дала ему прозвище «spark plug» (свеча зажигания). Еще Элайджу часто называли «обезьянкой» – мальчик обожал везде лазить. Но невзирая на свою непоседливость, он был очень одаренным ребенком. С ранних лет он учился игре на фортепиано и пению, в семь лет уже выступал с местным хором. Актерский талант Вуда также проявился рано: в младшей школе он играл в спектаклях «Звуки музыки» и «Волшебник страны Оз». Тогда Элайдже едва исполнилось восемь. Но его путь в большое кино лежал через модельный бизнес.
В 1988 году мать привела семилетнего Элайджу в модельное агентство «Авант Студиос». Там его быстро заприметили, и уже через полгода Вуд вместе с мамой полетел в Лос-Анджелес на конференцию Международной ассоциации моделей и молодых талантов. Голубоглазый мальчик с ангельской внешностью покорил всех с первого взгляда. Особое внимание на него обратил один из членов жюри – Гери Скалзо.
«Там было более 200 детей со всего мира и еще 300 человек в возрасте до 30 лет, также решивших испытать удачу. Многие мои коллеги спрашивали меня тогда, видел ли я Элайджу, и меня это заинтересовало. В результате я на протяжении целого дня с открытым ртом наблюдал за ним и не мог скрыть своего восхищения его бурлящей энергией и его талантом. Единственное, чего я опасался, так это того, сможем ли мы потом направить всю эту энергию в нужное русло», – вспоминал впоследствии Скалзо.
Он не был единственным, кто остался под впечатлением от юного Вуда. Другие члены жюри рассказывали, что, когда Элайджа впервые вышел на сцену, в зале воцарилась абсолютная тишина: «Он полностью контролировал аудиторию с момента первого своего появления. Его естественное обаяние, его улыбка и харизма мгновенно покорили сердца зрителей».
Уже через пару дней Скалзо связался с семьей Элайджи и пригласил на встречу, чтобы обсудить будущее мальчика. Сам Вуд вспоминает, что до того, как побывал на фестивале талантов, вовсе не помышлял об актерской карьере: он хотел стать моделью. Но когда Скалзо предложил ему прочесть несколько монологов и спросил, хочет ли он сниматься в кино, Элайджа тут же выпалил: «Конечно! Я стану актером».
Спустя месяц семья Вудов перебралась из Айовы в Лос-Анджелес. Так Элайджа оказался в Голливуде – сердце американского кинематографа. Первые несколько лет он работал под чутким руководством Гери Скалзо, который стал его персональным менеджером.
Через полтора месяца кастингов и прослушиваний Вуд получил свою первую работу: мальчик снялся в клипе певицы Полы Абдул «Forever Your Girl», автором и режиссером которого был сам Дэвид Финчер. Затем последовали небольшие роли в кино. И пускай Элайджа возникал на экране лишь на пару минут, зато какие это были проекты! Например, его дебютом стал эпизод во второй части фантастической комедии «Назад в будущее 2». Вуд сыграл мальчика, который состязается с другом на игровых автоматах. После этого Элайджа снялся в картинах «Ребенок в ночи», «Свидетель» и исторической драме «Авалон» (все три фильма вышли в 1990-м году). В «Авалоне», который получил несколько номинаций на «Оскар», Вуд исполнил роль сына главного героя, и именно благодаря этой работе его заметили многие голливудские режиссеры и критики.
И все же первой серьезной работой юного Вуда стала роль в фильме «Рай». Здесь он сыграл мальчика, который пытается помочь героям Дона Джонсона и Мелани Гриффит пережить потерю ребенка и вернуть былую любовь и тепло в их семью. Искренность и непосредственность Элайджи растопила сердца даже самых суровых критиков: многие признали его лучшим актером картины.
В 1993 году Вуд снялся в фильме «Хороший сын», где компанию ему составила другая юная звезда – Маколей Калкин. Их тандем получился очень необычным: Элайджа сыграл роль ранимого, интеллигентного мальчика, а его партнер, которого весь мир до сих пор ассоциирует с рождественской комедией «Один дома», – ребенка-психопата, который из ревности убил родного брата. В целом картина получилась неплохой, но публика разгромила ее. Скорее всего, виной всему стало участие в фильме Калкина: зрители не были готовы к такой резкой смене его амплуа и ждали, что им вновь подадут комедию.
Но эта неудача никак не отразилась на карьере Элайджи Вуда. Напротив, следующий фильм сделал его еще более популярным и узнаваемым. В 1993 году на экраны вышла диснеевская экранизация повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна», где Вуду досталась главная роль. Здесь он, прежде игравший чутких и ранимых детей с непростой судьбой, впервые примерил непривычный для себя образ хулигана. Судя по отзывам и кассовым сборам, справился он отлично.
Впереди Вуда ждали дуэты с блестящими голливудскими актерами: он снялся в драме «Война» вместе с Кевином Костнером, стал партнером Брюса Уиллиса и Скарлетт Йоханссон в фильме «Норт». В 1995 году Элайджа вновь снялся в клипе – на этот раз у популярной ирландской рок-группы The Cranberries. В видео на песню «Ridiculous Thoughts» он сыграл одинокого, бесцельно блуждающего парня, у которого нет ничего, кроме музыки, которая играет в его наушниках. Далее последовали роли в фильмах «Оливер Твист», «Ледяной ветер», «Факультет» и «Столкновение с бездной». Но мировая слава обрушилась на Вуда в 2001 году, когда на экраны вышла первая часть фэнтезийной киносаги Питера Джексона «Властелин колец».
Интересно, что на роль Фродо Бэггинса, которая прославила Вуда и сделала его кумиром миллионов, его никто не приглашал. Узнав о том, что Питер Джексон готовится экранизировать Толкина, Элайджа сам записал несколько отрывков из книги и прислал их режиссеру. Изначально Джексон собирался предложить роль другому известному актеру – Джейку Джилленхолу, но увидев игру Вуда, тут же понял: вот он – его Фродо Бэггинс. Помимо блестящей игры Элайджа обладал идеальными внешними данными для того, чтобы сыграть хоббита: юное лицо, выразительные глаза и небольшой рост – всего 168 сантиметров. Сегодня и правда трудно представить в этой роли кого-то другого.
Съемки картины проходили в Новой Зеландии, и на это время актеру пришлось туда переехать. Компанию ему составила целая плеяда выдающихся актеров: Иэн МакКеллен, Вигго Мортенсен, Кейт Бланшетт, Орландо Блум, Лив Тайлер и другие. Когда финальные сцены были отсняты, каждому актеру разрешили взять на память какой-то из атрибутов своего героя. Вуду досталось то самое Кольцо Всевластья, которое Фродо самоотверженно нес в Мордор все три фильма. Актер был так рад сувениру, что решил спрятать его как можно дальше, чтобы не потерять. И... забыл, куда положил!
После съемок во «Властелине колец» все критики, как один, прочили Вуду незавидное будущее. Многие считали, что он навсегда останется актером одной роли. Похожие вещи примерно тогда же говорили о его коллеге – Дэниеле Рэдклиффе, который в свое время оказался заложником роли Гарри Поттера. Но, к счастью, оба актера сумели преодолеть эти стереотипы. Вся дальнейшая карьера Элайджи Вуда наглядно показывает: он не согласен играть только «хороших парней».
Всего за несколько лет его фильмография пополнилась несколькими работами. Так, он сыграл Патрика в «Вечном сиянии чистого разума» и Кевина в «Городе грехов». Особенно сильное впечатление на зрителей произвела его игра в криминальной драме «Хулиганы зеленой улицы», посвященной футбольным фанатам.
«Самое главное, что я усвоил после «Хулиганов», заключается в том, что иногда те люди, которые кажутся нам жестокими и отталкивающими, живут более нормальной жизнью, чем мы», – сказал Вуд об этой работе.
Стоит отметить, что в карьере Элайджи Вуда очень много психологических триллеров и фильмов ужасов. При своей кукольной внешности «пай-мальчика» он удивительным образом перевоплощается в маньяков и психопатов всех мастей, и выглядит это по-настоящему жутко. К примеру, вышедший в 2012 году хоррор «Маньяк» стал настоящей сенсацией. В нем Элайджа исполнил роль психически больного мужчины, который коллекционирует человеческие скальпы. Это кино с невероятно мрачной, гнетущей атмосферой сделано в лучших традициях жанра нуар. Конечно, вершиной искусства его сложно назвать, но то, что игра Вуда там на высоте – это неоспоримый факт.
То же можно сказать о фильме «Хроники ломбарда», где бывший хоббит вновь перевоплотился в хладнокровного маньяка. Картина состоит из трех разных новелл, сюжеты которых никак не связаны между собой: объединяет главных героев лишь местный ломбард, куда они время от времени наведываются. Элайджа Вуд сыграл утонченного интеллигента, который похищает девушек и держит их у себя в рабстве, а те, к удивлению зрителя, не особенно хотят с ним расставаться. В том же 2013-м году на экраны вышел еще один яркий триллер с Элайджой Вудом – «Торжественный финал». Здесь ему пригодилось умение играть на фортепиано: Вуд сыграл пианиста, который на этот раз сам противостоит маньяку – тот угрожает убить его семью, если музыкант допустит ошибку во время выступления.
Некоторые фильмы Вуд продюсирует сам, он даже основал собственную кинокомпанию. Одна из его продюсерских работ – вампирский фильм ужасов «Девушка возвращается одна ночью домой», снятый на языке фарси. Но зрители уже привыкли: такие странные, эксцентричные вещи – вполне в духе Элайджи.
«Я фанат хорроров. Их сейчас довольно легко снимать и продавать. Хорошие фильмы ужасов всегда начинались как независимое кино – у этого жанра богатая традиция в этом плане», – любит повторять он.
В последние годы Вуд все чаще выбирает малоизвестные и необычные проекты. Так, с 2011 по 2014 год он снимался в черной комедии «Уилфред», сюжет которой, мягко говоря, необычен. Главный герой, которого играет Вуд, страдает от посттравматического расстройства и после неудачной попытки самоубийства начинает видеть соседского пса в облике человека, который одет в плюшевый костюм собаки, без конца ругается матом и превращает его жизнь в сущий ад. Зрелище очень своеобразное, но наблюдать за игрой Элайджи в таком антураже еще интереснее.
А в 2017 году актер снялся в остросюжетной комедии «В этом мире я больше не чувствую себя, как дома». Образ чудаковатого парня-интроверта, увлеченного восточными единоборствами и повсюду таскающего с собой сюрикены, удался Вуду на пять с плюсом. Кстати, на съемках этой картины он встретил свою любовь – продюсера Метте-Мари Конгсвед, которая в 2019 году родила ему сына.