Суровый громила с каменным лицом и неуклюжий, но чертовски обаятельный недотепа, вечно попадающий в самые нелепые передряги – эта парочка в 80-х стала главным символом французской комедии. Жерар Депардье и Пьер Ришар познакомились на съемках фильма «Невезучие», который вышел на экраны в 1981 году. Так на свет появился один из самых ярких и уморительных кинодуэтов, который до сих пор обожают зрители всего мира.
Фильм «Беглецы» стал третьей и заключительной работой режиссера Франсиса Вебера, в которой снялся дуэт Ришара и Депардье. До этого они сыграли в фильмах «Невезучие» (1981) и «Папаши» (1983). Все три фильма с участием актеров имели колоссальный успех и собрали рекордную кассу. Как из коллег по съемочной площадке они превратились в закадычных друзей, за что оба любят Россию и что вообще объединяет потомка аристократов и выходца из французской глубинки – узнаете из нашего материала.
Фото: ТАСС / Прокофьев Вячеслав
Когда они познакомились, Депардье было 33, а Ришару – 47. На тот момент оба уже были состоявшимися актерами, но пришли в кино абсолютно разными путями.
Пьер Ришар родился в обеспеченной семье: его отец был текстильным промышленником и потомком французских аристократов. Мальчик вырос в родовом замке на севере Франции. Правда, когда Пьеру было три года, отец разорился и ушел из семьи. Поскольку содержать сына ему было не на что, он отдал мальчика на попечение деда – разумеется, тоже аристократа и бывшего феодала. Сам же он, промотав последние деньги, исчез навсегда и сыном более не интересовался.
Дед также не питал к малышу особых симпатий, так как изначально не одобрял брак сына. Поэтому вместо элитной гимназии, которая полагалась ему по праву рождения, Пьер отправился в обычный лицей, где он учился вместе с детьми простых рабочих. Впрочем, нельзя сказать, что Ришар от этого страдал. Он много времени проводил со своим вторым дедушкой по линии матери – тот был моряком и часто брал мальчика порыбачить. Именно он поощрял способности Пьера к актерской игре и комедии, в отличие от строгого и чопорного деда-аристократа.
Окончив лицей, Ришар, вопреки воле дедушки, поехал покорять Париж, чтобы стать актером. Там ему удалось поступить на драматические курсы известного французского актера и режиссера Шарля Дюллена. Но в театре Ришару не везло. Красавцем он никогда не был, и из-за специфической внешности ему давали только роли второго плана. Зато у актера была отличная пластика, благодаря чему он мог подрабатывать выступлениями в кабаре, мюзик-холлах и различных кафе.
Наконец Ришару улыбнулась удача. Она пришла в лице режиссера Ива Робера, который пригласил его на главную роль в комедии «Высокий блондин в черном ботинке» (1972). Фильм имел успех, и через два года последовало продолжение. Это было началом триумфа для Ришара, которому тогда было уже под сорок.
Вскоре он познакомился с еще одним режиссером, который сыграл значительную роль в его карьере – Франсисом Вебером. Оценив комический талант Ришара, Вебер предложил ему сняться в фильме «Игрушка» (1976). Для Вебера это был режиссерский дебют, а для Ришара – счастливый билет. Он идеально вписался в образ неуклюжего Франсуа Перрена (персонаж с таким именем фигурирует во многих фильмах Вебера, хотя каждый раз это совершенно разные герои). Многие критики до сих пор называют эту роль лучшей в фильмографии актера. По сути, «Игрушка» – это не просто комедия для семейного просмотра, а настоящая социальная драма. Вот что говорил о фильме сам Ришар:
«Франсис Вебер стал однажды свидетелем того, как очень богатая семья выбирала своему карапузу игрушку. И они настолько хотели угодить своему ребенку, что готовы были на все. Даже «купить» продавца. История показательная. Поэтому она и запала в душу такому творческому человеку, как Франсис, и он написал сценарий. А когда я прочел его историю, то понял, что должен сыграть в этой кинокартине».
Однако на этом приключения Перрена только начинались. После успеха «Игрушки» Вебер приступил к работе над новым фильмом, который получил название «La Chèvre», что означает «Приманка», «Ловля на живца». Однако в России картину знают под другим названием – «Невезучие». Тут-то и произошла судьбоносная встреча нашей уморительной парочки.
В отличие от своего знатного коллеги, Жерар Депардье родился и вырос в самой обычной семье. Мальчик появился на свет в небольшом городке Шатору, к югу от Орлеана. Его отец, Рене Депардье, был простым деревенским работягой: сперва работал на семейной ферме, а потом подался в город и устроился жестянщиком. Не получив никакого образования, он так и остался на всю жизнь неграмотным. Впрочем, это не помешало миловидной девушке по имени Анна Марийе полюбить его и подарить ему шестерых детей (Жерар – третий по счету).
Но счастливым и беззаботным их брак назвать было нельзя: постоянного заработка у Рене не было, к тому же, он часто выпивал. Дети в семье фактически были предоставлены сами себе. Из-за недостатка любви и строгости родителей у Жерара развилось заикание. В итоге почти все детство он общался лишь жестами и короткими фразами. Учился он хорошо, но проблемы с речью сделали его замкнутым и неуверенным в себе.
Став подростком, Депардье много времени проводил с друзьями на авиабазе НАТО, которую разместили в его городе. Там он впервые познакомился с американскими фильмами и музыкой, приобщился к западным традициям. Со временем его поведение в школе ухудшилось, один раз его даже оставили на второй год. Получив свидетельство о неполном среднем образовании, Жерар устроился наборщиком в типографии. Тогда же, в начале 60-х, он занялся боксом. Правда, особого успеха в этом виде спорта он не достиг и чаще всего становился партнером для спарринга. В одном из матчей соперник сломал Жерару нос, что придало ему еще более суровый вид и принесло популярность среди местной шпаны.
Вскоре Депардье встал на кривую дорожку: продолжая проводить много времени на авиабазе, он познакомился с ребятами, которые воровали оттуда топливо и затем перепродавали. Иногда он помогал своим подельникам раскапывать могилы, чтобы снять с покойников драгоценности, а во время студенческих протестных акций воровал у митингующих часы и деньги. В 16 лет Депардье провел три недели в тюрьме – за кражу автомобиля. Единственным его занятием помимо воровства была торговля сигаретами, которые он покупал у американцев и затем перепродавал втридорога.
Кто знает, может быть, мир и не узнал бы великого актера Жерара Депардье, а вместо этого во Франции стало бы одним преступником больше. Но, как это часто бывает, все решил случай. Осенью 1965 года один приятель пригласил его поехать с ним в Париж. Жерар согласился и, не известив родных, отправился в столицу. Там он остановился у друга, который учился на курсах актерского мастерства. Некоторое время Жерар слонялся по городу без дела, а когда ему это наскучило, решил ради интереса сходить с товарищем в актерскую школу – просто так, за компанию. Педагог, который вел занятие, заметил юношу и внезапно пригласил его на сцену, чтобы исполнить импровизацию. Жерар справился отлично, и даже проблемы с речью не помешали ему – номер оказался пантомимой. Одобрение преподавателя и студентов вдохновило его, и он решил всерьез учиться актерскому мастерству.
Так будущий актер стал студентом Жана-Лорана Коше – одного из известнейших преподавателей театрального искусства во Франции. Коше настолько впечатлил талант Депардье, что он даже не потребовал с него платы за обучение. Кроме того, он направил его к логопеду, и тот помог юноше исправить дефект речи, а также откорректировать слух. Весь курс лечения Коше оплатил из собственных средств. Тогда же Депардье с увлечением взялся за изучение французской классики. Так, мало-помалу, из грубого и неотесанного разбойника он превратился в рассудительного, утонченного молодого человека.
В 1967 состоялся его кинодебют в картине «Битник и пижон» режиссера Роже Ленара. Но первой серьезной ролью француза стала роль в фильме «Вальсирующие» Бертрана Блие (1974). Кино получилось очень эпатажным: в нем было много сцен секса и насилия. Но зрители и критики высоко оценили эту работу – фильм посмотрели более 5,5 миллиона человек. Впоследствии Депардье продолжил сотрудничать с Блие и снялся в его фильме «Холодные закуски» (1979).
Поначалу он воплощал на экране грубоватых парней с тяжелой судьбой, которые решали все проблемы с помощью насилия. В таких работах, как «Барокко», «В сетях мафии», «Вид на жительство», «Ночью все кошки серы», он сумел показать высокий уровень трагизма. Но уже упомянутый выше Франсис Вебер помог Депардье раскрыть его комедийный дар. И оказалось, что этот большой человек с грубыми чертами лица и печальными глазами может быть невероятно смешным – особенно, когда рядом такой недотепа, как Пьер Ришар.
Когда Вебер взялся снимать «Невезучих», у него на примете были совершенно другие актеры. Главных героев, детектива Жана Кампана и бухгалтера Франсуа Перрена, изначально должны были играть французские актеры Лино Вентура и Жак Вильре, но Вентура отказался играть в одном фильме с партнером.
Любопытно, что роль Перрена очень хотел сыграть Депардье, но Вебер посчитал, что этот персонаж – не его. А вот Ришар вписался в образ просто идеально. Сюжет фильма закручивается вокруг пропажи девушки по имени Мари – дочери президента крупной компании. Мари страдает хроническим невезением: с ней постоянно происходят какие-то неприятности. Во время отдыха в Мексике девушка попадает в руки к местным бандитам, и отец отправляет на поиски частного детектива (Депардье). Но ему предстоит работать в паре с Франсуа Перреном – чудаковатым бухгалтером фирмы, которой руководит отец Мари. Дело в том, что он, как и исчезнувшая девушка – патологический неудачник. Штатный психолог компании выдвигает теорию: и Мари, и Франсуа – фатально невезучие люди, а значит, один может подсказать путь к другому.
И, как ни странно, этот способ срабатывает! На протяжении всей картины герои Ришара и Депардье попадают в самые нелепые комедийные ситуации, но в итоге им удается разыскать пропавшую девушку. Пожалуй, главный секрет успеха их пары – контрастность. Герои Депардье – всегда серьезные, рассудительные, а персонажи Ришара – легкомысленные, доверчивые, непосредственные. И если первый побеждает врагов физической силой, то второй – обезоруживает своим обаянием и наивностью. Чего только не пережили эти двое: бесконечные погони, падения, бьющие током электроприборы – но в итоге все, конечно же, заканчивается хорошо.
Кстати, друзья и коллеги Вебера шутят, что образ Франсуа Перрена он списал с самого себя. Впрочем, режиссер этого и не отрицает: «Я всегда был ужасно неуклюж. В армии не мог заправлять кровать, за меня это делали другие солдаты, чтобы я не позорил весь взвод».
«Невезучие» вышли в прокат в 1981 году. Картину показали и в Советском Союзе – правда, из нее вырезали 20 минут по соображениям цензуры. Озвучили ленту на студии «Мосфильм»: Пьер Ришар говорил голосом Александра Белявского, а Жерара Депардье озвучил Вадим Спиридонов. Зрители были в восторге от фильма.
Не меньшим успехом пользовались и последующие фильмы Вебера с участием Ришара и Депардье. Второй комедией, где они сыграли вместе, стал фильм «Папаши». В этот раз герои снова отправляются на поиски, но на этот раз их цель – семнадцатилетний мальчик Тристан, который сбежал из дома. Его мать решает обратиться за помощью к двум знакомым, с каждым из которых в юности крутила роман. А чтобы заинтересовать мужчин в поисках, говорит каждому из них, что он – настоящий отец мальчика.
Здесь мы вновь видим борьбу противоположностей: Жан Люка в исполнении Депардье – грубоватый, самоуверенный карьерист, которому в жизни никто не нужен, кроме работы, а Франсуа Пиньон, сыгранный Ришаром – ранимый, одинокий меланхолик, которого по жизни преследуют неудачи. Однако постепенно они проникаются искренней симпатией к Тристану, и он тоже понимает, что эти странные «папаши», свалившиеся на него, как снег на голову, становятся важной частью его жизни.
В этом фильме особенно интересно наблюдать за игрой Ришара, который при всей своей комичности все-таки остается еще и трагиком. Он – как грустный шут, под маской которого таятся богатый жизненный опыт и боль прошлого. Поэтому все его персонажи вызывают не только смех, но и сочувствие. О Ришаре отлично высказался Вебер:
«Он чудесный человек, и в жизни – точно такой же, как на экране. Бегает так же, высоко задирая колени. Он вообще больше персонаж моих фильмов, чем настоящий актер. Не желает исправлять ошибки, считая, что первый дубль – самый лучший. Не понимает, когда я прошу его быть абсолютно серьезным. В комедии актер не должен комиковать. Чем серьезнее Ришар будет в предлагаемых ситуациях, тем смешнее. У него уходило много времени, чтобы понять все это».
Впрочем, и Депардье в фильме досталась не самая легкая роль. Его герой – не просто стереотипный «качок», который, не задумываясь лезет в драку и ничего не боится. Это серьезный журналист, который понимает, что над ним постоянно нависает смертельная угроза, ведь он многим перешел дорогу. Но, несмотря на это, он всегда уверен в себе и невозмутим.
«Жерар может играть все! Он может быть и смешным, и трогательным одновременно. У других режиссеров он может халтурить, пьянствовать на съемках. Но меня побаивается. Поэтому и привел себя в форму. Бросил пить, стал меньше жрать – вы не представляете, сколько Жерар ест! Сейчас он снова как бочка», – вспоминал Франсис Вебер.
И, наконец, последним фильмом, где появился этот прекрасный дуэт, стали «Беглецы», снятые Вебером в 1986 году. Это трогательное кино соединило в себе комедию и трагедию, и его действительно хочется пересматривать. Кстати, имена главных героев перекочевали сюда из предыдущего фильма: героя Депардье зовут Жан Люка, а персонажа Ришара – Франсуа Пиньон. Парадоксально, но, хотя их типажи остались прежними, актеры нигде не повторяются – их взаимодействие в кадре каждый раз смешит и захватывает зрителя заново. Это выглядит так, словно они впервые встретились на съемочной площадке и начали импровизировать, а режиссер просто скомандовал: «Мотор!» Так что, этот дуэт можно смело назвать гениальным.
И «Папаши», и «Беглецы» пользовались большой популярностью у советских зрителей. А в США из комедий Вебера и вовсе решили сделать ремейки: в 1991 году вышел американский ремейк фильма «Невезучие» под названием «Чистое везение», а сюжет «Папаш» был взят за основу фильма «День отца» (1997). Что же касается «Беглецов», то здесь Вебер сделал ход конем и сам стал режиссером ремейка «Три беглеца», снятого студией «Уолт Дисней».
«Фильмы Франсиса Вебера – это подлинные научные конструкции, часовые механизмы, в которых каждый эффект работает в должный момент. Это пир мастерства, точного слова, выверенности – вплоть до деталей», – так охарактеризовал работы режиссера Жерар Депардье.
В следующий раз знаменитый дуэт воссоединился только в 2015 году. Это произошло на съемках фильма «Агафья», снятого по мотивам рассказов А. П. Чехова. Впрочем, в обычной жизни они не теряют контакт и являются закадычными друзьями, невзирая на разницу в возрасте.
Жерар Депардье, как известно, обзавелся российским гражданством и даже получил жилье в России, да и Ришар не прочь время от времени наведаться в наши края.
«Я обожаю вашу страну, Россию, ваших людей, вашу историю, ваших писателей. Мне нравится здесь делать фильмы, в которых я работаю вместе с такими актерами, как Владимир Машков. Я обожаю вашу культуру, ваш образ мышления. Мой отец в свое время был коммунистом и слушал Радио Москвы! Это тоже часть моей культуры», – как-то сказал Депардье.
Оба актера часто приезжают в Россию на съемки и различные мероприятия. Кроме того, у них теперь есть общее увлечение. Депардье уже давно занимается виноделием, и заразил этим своего товарища. По его совету, Ришар приобрел 20 гектаров виноградников на юге Франции и теперь ежегодно выставляет на продажу несколько десятков тысяч бутылок вина, которое поставляется в рестораны Франции и Бельгии.