На 88-м году жизни скончался Василий Лановой. О творческом пути народного артиста СССР и о том, почему его так любили зрители, телеканалу «МИР 24» рассказал ректор ГИТИСа, театральный критик Григорий Заславский.
- Многие зрители любят Василия Ланового за роль в фильме «Офицеры», после выхода которого персонаж Ланового – Иван Варавва – стал символом чести и доблести. Благодаря чему этот образ покорил миллионы зрителей?
Григорий Заславский: Василий Семенович Лановой был замечательным учеником и выпускником Вахтанговской школы – Щукинского театрального училища (ныне Театрального института), в котором он преподавал до последнего дня. Это особая школа. Вахтанговское – в странном сочетании.
1922 год – закончилась Гражданская война, а Вахтангов ставит «Принцессу Турандот» – радостную сказку. Но радостную и сказку лишь на первый взгляд, потому что это сказка, в которой жизнь и смерть соседствуют, находятся в невероятно близком соседстве. Роль принца Калафа – победителя этой истории, который получает в подарок не только жизнь, но и принцессу, – это роль возвышенная. Когда Рубен Симонов взялся восстанавливать эту историю, на роль принца, романтического героя, он пригласил именно Ланового.
В ролях, которые он играл в кино, и в ролях, которые он играл в театре, конечно, возвышенный, чуть приподнятый над жизненной суетой романтический герой, конечно, это то, что он сумел сыграть в «Офицерах», и то, что было свойственно ему самому как человеку.
Он был одним из последних народных артистов СССР, в этом смысле близким, родным. Чувство потери сегодня переживают люди на всем пространстве бывшего Советского Союза.
Романтизировать профессию в «Офицерах» и вернуть теме служения Отечеству романтический пафос – в этом не было никакого лукавства и обмана. Фраза «Есть такая профессия – родину защищать» рифмуется со знаменитой фразой одного из руководителей Российской империи, что у России есть два союзника – армия и флот. Эту мысль в художественном изображении Лановому удалось в этом фильме передать без фальши, без обмана.
Почему ему верили? Говорят, что актер необязательно должен быть хорошим человеком, таким же, как его герои. Лановой и в жизни был человеком, который не потерял и вкуса к возвышенным истинам, и идеалы, понятия чести и достоинства были близки ему самому. Это очень важно.
Василий Лановой был человеком, который не потерял вкуса к возвышенным истинам. Это не всегда важно, но в данном случае это было очень важно, это было важно для его ролей. Они поэтому у него получались именно так. Роли, которые он сыграл, продолжали работать на протяжении десятилетий. Можно себе представить, что в 2020 году люди поступали в военные училища, посмотрев фильм «Офицеры», под влиянием образа, сыгранного Василием Лановым. Это фантастика и это реальность.
- В годы войны Лановой был у дедушки и бабушки на Украине. Село было захвачено немцами, немецкий солдат ради забавы пустил две пулеметные очереди над головой семилетнего ребенка, после чего он начал сильно заикаться. Но с этой проблемой ему удалось справиться. Это упорство проявлялось и в творчестве?
Григорий Заславский: Конечно. Человек выходит на сцену, продолжает играть в 86, 87 лет. Для этого нужны не только физические силы, для этого необходима воля к жизни, воля к сцене, чувство ответственности перед учителями и школой. Он чувствовал ответственность, вставал и шел.
То, что заставляло его, поддерживало в нем силы и убеждало в том, что его выход на сцену необходим зрителям, театру, партнерам, просто потому, что когда ты знаешь, что Лановой продолжает играть, ты думаешь, что Лановой в 87 лет продолжает играть вдвоем с Князевым, не уходя практически со сцены, два с половиной часа спектакль «Посвящение Еве», а ты-то тогда что жалуешься на жизнь, на насморк? Или студенты, к которым он приходил на занятия. Думаю, что его студенты ему на жизнь не жаловались, и друг другу начинали жаловаться меньше, глядя и любуясь прямой спиной Ланового, его фантастической осанкой, невероятно красивой статью. Сегодня где-то я увидел «Народный аристократ СССР».
- Он был актером, в которых влюблялись. Мужская красота помогла в кадре?
Григорий Заславский: Это очень важное умение, талант. Он был героем и героем-любовником. Сегодня понятие «амплуа» размывается, но сами герои на сцене и на экране по-прежнему нужны. Они, может быть, еще нужнее, чем в жизни. В этом смысле Лановой своим примером показывал, что можно даже стареть красиво. Это тоже способность, которой обладают только люди, в которых есть по-настоящему красота не только внешняя, но и внешняя верность идеалам, которые они проповедуют со сцены. Как известно, к каким-то годам все пороки людей каким-то образом на лице себя проявляют: в выражении, в чертах. А он очень красив был и в свои 85, и в 86 – самые последние годы.
Я его последний раз видел на открытии мемориальной доски его товарищу по сцене, бывшему ректору Щукинского театрального института – Владимиру Этушу. Коронавирус, 65+ можно отсидеться дома – куча была причин, которые позволяли ему отказаться, не приходить, провести это утро дома. Он был из тех людей, которые не могли отказаться, потому что это долг перед учителями, перед коллегами, перед театром, в котором он служил с 1957 года. Это страшно сказать.
Подробнее в сюжете: Гости эфира