На неделе состоялся первый телефонный разговор Владимира Путина и нового президента США Джо Байдена. Говорили долго, много нерешенных вопросов, которые оставил после себя Дональд Трамп. Пожалуй, главный итог разговора – продление договора СНВ-3. Он заканчивался 5 февраля. Если бы Путин и Байден не договорились, то, по сути, в мире вообще не осталось бы никаких инструментов, сдерживающих гонку вооружений, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Никифоров.
Джо Байден работает с документами. Ручку держит крепко. Хотя смена письменных принадлежностей – настоящий квест. В итоге, президент справляется, подписывает новые законы о борьбе с расизмом и на прощанье – пара слов о внешней политике.
Телефонный разговор с российским лидером в первую неделю президентства – уже сенсация. Ведь не просто пообщались, реальный результат есть: продление договора СНВ-3 на пять лет. На условиях Москвы.
«Главное, что мы имеем пять лет в запасе по времени для того, чтобы спокойно, без искусственного цейтнота, без аврала, без чрезвычайщины заниматься переговорами о том, что такое будущий контроль над вооружениями», – отметил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.
Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений подписан в 2010-м президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Он касается самого мощного и дальнобойного оружия. Это межконтинентальные баллистические ракеты – например, американские «Минитмен-2» мощностью более мегатонны, «Минитмен-3» с дальностью полета 13 тысяч километров или российские «Воеводы» – дальность 16 тысяч километров, заряд – в 400 раз мощнее бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму. Плюс баллистические ракеты подводных лодок и тяжелые бомбардировщики: Ту-95 и Ту-160 у России, модификации Б-52, Б-1 и Б-2 у США.
По договору, общее количество таких ракет и самолетов не должно превышать 700 единиц у каждой стороны. Если добавить и неразвернутые пусковые установки – не более восьми сотен единиц. Наконец – максимальное количество зарядов – по 1550. Причем американцам пришлось сокращать куда больше – и носителей со средствами доставки, и самих боеголовок тоже.
«Сохраняются обязательства двух сторон по тому, чтобы не размещать такого оружия за пределами своих национальных территорий. Исчез бы этот договор, не был бы он продлен, появились бы все возможности (у американцев, понятно, желания к этому гораздо больше) на территориях стран-союзниц США размещать такое оружие», – сказал председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
Дональд Трамп просто так продлевать соглашение не хотел. То требовал включения в него новейших видов российского оружия, то предлагал присоединиться Китаю.
«Во-первых администрации Трампа в принципе не особо интересно было поддерживать стратегическую стабильность, она просто была не о том. Второй фактор – Трампу идти на какие-то договоренности с Москвой было не очень удобно, политически его тут же обвинили бы в том, что он уступает русским», – отметил бывший российский разведчик-нелегал, полковник Службы внешней разведки в отставке Андрей Безруков.
Новая администрация никаких дополнительных условий не выдвигает. Потому вопрос решается за пару дней – и Совет Федерации ратифицирует, и президент Путин подписывает.
«Я хочу подчеркнуть: все будущие договоренности возможны только на сугубо паритетной и равноправной основе, какие бы то ни было односторонние уступки с российской стороны исключены», – отметил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.
Впрочем, у Байдена – свои резоны. Вопросами ядерного разоружения он занимался еще в эпоху Советского Союза. Будучи сенатором, вел переговоры в Москве – сначала с Брежневым, потом с Громыко. Да и сам СНВ-3 – ему не чужой. Детище администрации Обамы, где Байден был вице-президентом. Старые добрые времена. Дуэт, что вызывает у американцев умиление: болтают о пустяках, вместе обедают и даже спортом занимаются прямо в Белом доме. Окончание второго срока – вручение высшей награды для гражданских лиц. Байден плачет – тогда еще это было в новинку.
То ли ностальгия, то ли новых идей нет – но теперь уже президент Байден следует заветам экс-президента Обамы. Активно набирает в администрацию старую гвардию. Госсекретарь – Энтони Блинкен, что при Обаме был замом госсекретаря. Его бывший шеф Джон Керри – президентский посланник по климату, введен в Совет нацбезопасности. Пресс-секретарь Белого дома – Джен Псаки, ранее официальный представитель Госдепа и помощник президента по коммуникациям.
Прежде всего, Байден решает стратегические проблемы национальной безопасности: возвращает в армию трансгендеров, которым Обама служить разрешил, а Трамп запретил.
«Шутки в сторону! Это восстанавливает позицию, которую поддерживали предыдущие командиры, а также секретари», – отметил президент США Джо Байден.
Америка снова заботится об экологии. Президент поручает заменить все автомобили федеральных властей на электромобили. Анонсировано возвращение на международную арену: больше никаких идей о построении развитого капитализма в отдельно взятой стране.
«Будет попытка вернуть США в старое русло глобализации. Опять упор на глобальные экономические процессы, возвращение в целый ряд международных организаций. И Парижское соглашение по климату, и ВОЗ», – отметил профессор политологии института штата Теннесси Андрей Коробков.
В общем, дело Обамы живет и побеждает. Хотя есть нюансы.
«Обама, несмотря на риторику, во многом был центристом, который пытался балансировать между различными политическими группировками. Байден приходит после правление Трампа и его основная декларируемая цель – разрушить все наследие Трампа, буквально от начала до конца», – добавил Андрей Коробков.
Вся власть – демократам! Впервые за долгое время они контролируют и Белый дом, и обе палаты Конгресса и начинают охоту на врагов народа – тех, кто штурмовал Капитолий. Призывают писать доносы: это не только политически грамотно, но и модно. Вот, 18-летний Джексон Реффит сдает своего отца.
«Невзирая на эмоции и то, как сильно я люблю свою семью и моего отца, я переживал. Я не думаю, что он действительно сделал что-то плохое. Но даже то, что он говорил мне, моей сестре и моей семье про правительство, это уже чересчур», – сказал сын участника беспорядков в Капитолии Гая Реффита Джексон Реффит.
Куда же без партийных чисток – в том числе, исторических. Один из основателей Демпартии седьмой президент Эндрю Джексон оказался рабовладельцем. Убрать его с 20-долларовой купюры предлагал все тот же Обама. Байден готов принять эстафету и поместить на банкноту Гарриет Табмен. Идеальная замена – женщина, темнокожая, беглая рабыня. Не то что какой-то президент.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе