В России вступил в силу запрет на продажу кальянов и другой никотиносодержащей продукции в интернете. Как эта мера может помочь в борьбе с табакокурением и чем опасны такие заменители табака, телеканалу «МИР 24» рассказал врач-пульмонолог Клинической больницы «РЖД-Медицина» им. Семашко Вячеслав Овечкин.
- Меры, которые ранее были приняты в России, оказались эффективными в борьбе с табакокурением?
Вячеслав Овечкин: Эти меры эффективны, зачастую люди стали меньше курить, число курящих сократилось на четверть точно. К сожалению, роль играет не только законодательный и юридический вклад, а тот факт, что в настоящий момент очень сильно развита индустрия электронных сигарет. Люди часто переходят с обычного табака на электронные сигареты или устройства, где табак нагревается. Это общая тенденция, которая в последние года два очень ярко себя проявляет.
- Курить сигареты стали меньше, но при этом людей, потребляющих никотиносодержащую продукцию, больше или меньше стало?
Вячеслав Овечкин: Лиц, которые курят сигареты, неверное, где-то вполовину стало меньше. Если взять общую тенденцию по снижению числа лиц, употребляющих никотиносодержащие продукты, оно снизилось не более чем на четверть за последнее время.
- Запрет на продажу в интернете табачной продукции, никотиносодержащей будет работать дальше?
Вячеслав Овечкин: Сказать, что эта мера будет особо эффективной? Наверное, нет. На мой взгляд, это небольшая мера. Сейчас повсеместно можно купить табак. Можно купить устройство для курения табака. Они есть во всех крупных супермаркетах, на мелких пунктах продажи. Доля рынка дистанционной продажи достаточно мала. Плюс, в основном, продавались именно электронные устройства никотиносодержащие.
- Повышение цен на сигареты, акцизы, вейпы, кальяны. Когда повышаются цены, противники этого говорят: вы повысили цены официально, у нас уйдет часть торговцев на «черный» рынок, они начнут неофициально продавать.
Вячеслав Овечкин: Возможен такой риск, что часть торговцев уйдет в неофициальную продажу, но есть и другой небольшой риск, что люди могли себе позволить более качественный табак, а теперь перейдут на более дешевые сорта, которые гораздо вреднее. Наряду с запретом есть процент, который посчитает свои деньги и скажет, что это слишком дорого для его кошелька, что его зарплата не позволяет курить в таких количествах, и он бросит курить. Но такое количество будет минимально. Большая часть, увидев такие цены, будет покупать самые дешевые сигареты.
- Степень никотинозависимости чем обусловлена и какая степень зависимости бывает?
Вячеслав Овечкин: В норме у нас в мозге есть так называемые Н- холинорецепторы и М-холинорецепторы, никотиночувствительные, мускариночувствительные. Никотиночувствительные рецепторы они в норме есть работают и когда мы длительно курим то эти рецепторы интенсивно воздействуют с компонентами никотина и формируют так называемый положительный ответ. Чем то он схож с наркоманией но это не такой выраженный. Человек который длительно курит у него возникает зависимость ему необходимо дополнительно возбуждение этих рецепторов от экзогенного никотина.
- Бывает степень зависимости от сигарет такая, что человек даже при желании бросить курить не сможет?
Вячеслав Овечкин: Да, для этого есть специальные никотиносодержащие препараты, которые в небольших дозах даются – пластыри, жевательные резинки, спреи. Они содержат маленькие дозы никотина, и он купирует зависимость. В течение курса лечения доза потихоньку снижается, и человек в конце курса может полностью отказаться от никотина.
- А помощь психолога в этом большую роль играет?
Вячеслав Овечкин: Огромную. Зачастую у лиц, которые курят, именно психологическая зависимость. Чтобы человек захотел отказаться от курения, необходимо пройти достаточно серьезную работу. Нужно доказать ему вред курения, насколько это губительно для организма, какие последствия возможны. Если человек начинает это осознавать, нужно подключаться психологу кроме пульмонолога, помогать выйти из зависимости.
Без психолога человеку зачастую очень тяжело выйти, если только не происходят какие-то глобальные последствия, допустим, человеку ампутируют ногу после заболевания артерий нижних конечностей. Ему говорят, что если он продолжит курить, то ему ампутируют ногу выше или ампутируют вторую, и то может быть очень сильным психологическим моментом. Либо кто-то перенес инфаркт. На часть людей это действует так – я хочу жить, я отказываюсь. Многие думают, что их это не касается, что какие-то люди постоянно ходят с кислородом, не могут выйти из дома, потому что у них болезни легких, что это удел других.
- Что нужно делать, чтобы курящих становилось меньше?
Вячеслав Овечкин: Государство делает достаточно много. Запреты, которые введены, уже достаточно велики. Возможно, широкая пропаганда вреда курения в СМИ, реклама на улицах, более широкое освещение Всемирного дня борьбы с табакокурением – просветительская работа и работа с врачами, чтобы они понимали вред курения, тот же терапевт на приеме мог объяснить человеку, в чем вред курения, и направить его либо к пульмонологу, либо к психологу, чтобы тот мог с ним поработать по отказу от курения.
Подробнее в сюжете: Гости эфира