Жительница Сибири восемь раз получила титул IRONMAN. Мастер спорта по полиатлону Людмила Воронова рассказала телеканалу «МИР 24», как в 69 лет добиться успехов на соревнованиях различного уровня.
- Какое из личных спортивных достижений вы считаете главным?
Людмила Воронова: Все считают, что большой, длительный, утомительный старт – это сложно. Действительно, соревнования по IRONMAN – это очень интересное состязание, которое, наверное, недоступно многим. Но я больше склоняюсь к тому, что в моем возрасте бегать длинные дистанции – более правильно, потому что с возрастом скорость теряется, а я сохранила эту скорость, поэтому я с удовольствием бегаю короткие дистанции «олимпийка», «спринт», выигрываю чемпионаты Европы и мира.
- У вас было восемь гонок IRONMAN. Титул «железного человека» дают за преодоление следующей дистанции: почти четыре километра нужно проплыть в открытой воде, потом проехать 10 км на велосипеде, пробежать классический марафон – 42 км 195 м. Как вы решились участвовать в таких соревнованиях?
Людмила Воронова: Я узнала об этой дистанции в 1996 году, что это настолько сложно, что все смотрят эти соревнования и удивляются, как могут люди это преодолевать. Я в тот момент так же отреагировала, что это невозможно. Мне молодой человек сказал: «Людмила, мы для тебя подобрали такой интересный старт, на Гавайских островах проходит Чемпионат мира сильнейших людей планеты по IRONMAN». Я просто покрутила пальцем у виска, сказать было нечего.
В 2007 году я поехала на этот старт, когда мой хороший друг из Красноярска предложил мне поехать с командой. Я тоже тогда не согласилась, но из новосибирцев один мальчик травмировался, и поэтому его слот Володя Мосеенко переделал на меня. Он, конечно, спрашивал моего разрешения, но, не добившись его, зная мои результаты в триатлоне, в других соревнованиях просто попросил корейцев переделать слот. У меня был День рождения, Володя позвонил и сказал, что я еду. Это произошло в Корее, очень интересный, но очень тяжелый старт, но я получила удовольствие, потому что я прошла его.
- К первой дистанции вы готовились всего три месяца? На тот момент вам было 56 лет.
Людмила Воронова: У спортсменов есть разная подготовка. Есть та, которой мы постоянно поддерживаем физическую форму, а есть специальная. Я никогда такие длинные дистанции не проходила, отдельно марафоны бежала – да, а чтобы на велосипеде, плавать – это была специальная подготовка, на которой я накатала необходимый мне объем, чтобы я смогла финишировать и не умереть на этой дистанции.
- Какая из гонок была самой тяжелой?
Людмила Воронова: Ни одна из гонок не была легкой. В гонке играет роль не только моя подготовка, но и погодные, климатические условия. Я бежала гонки в таких странах, как Малайзия, Корея, Гавайские острова – везде была страшная жара. Конечно, самые тяжелые были Гавайи – Чемпионат мира. Это пекло сплошное, из которого надо было выйти живой.
- Даже для профессионального спортсмена такая дистанция сложна. Любитель может к ней себя подготовить?
Людмила Воронова: У меня есть ребята, которых я готовлю даже к более сложным дистанциям. У них нет спортивного прошлого.
- В каком возрасте человеку без спортивного прошлого еще не поздно начать готовиться к прохождению такой дистанции?
Людмила Воронова: В любом. Если человек себя поддерживает, если он когда-то ходил на лыжах, а сейчас ходит с палочками, может быть, он ходил в бассейн или поддерживает свою форму, когда есть определенная возможность совершать физические упражнения, естественно, он может подготовиться. Я со школьного возраста и бегала на лыжах, и плавала. Я год училась плавать, а потом просто выступала на соревнованиях, я прекрасно каталась на коньках, играла в школе в волейбол и баскетбол – вела активный образ жизни.
В институте я выиграла абсолютно все соревнования по легкой атлетике на приз первокурсника – это и сто метров, и кросс, и различные прыжки, метание гранаты – я была разносторонне развита – на уровне третьего спортивного разряда, не больше. В 30 лет на городских новосибирских соревнованиях ГТО я выступала за завод, на котором работала, и я выиграла их в своей возрастной группе. Тогда ко мне подошел тренер, и с 30 лет я стала официально заниматься в секции морского многоборья, мы закрывали все военно-прикладные виды спорта. Но я продолжала работать на заводе начальником цеха станков с ЧПУ, у меня была первая смена, вторая смена, в конце месяца я запускала третью смену, тренироваться было времени совсем мало, но я использовала каждую свободную минуту.
Мы выступали в морском многоборье, в военно-прикладном многоборье, в спасательном – разные виды деятельности я освоила. Если в компьютере одну программу включить, вторую, десятую, то он может все вам выдавать. Или английский. Говорят, если знаешь один язык, это мало, два – это тоже трудно, три или пять – уже легко идет.
Все виды, которые я осваивала, для меня были очень простыми. Я практически с листа могла выступить на любом соревновании, что и получилось в 45 лет. Я выступала в армейском многоборье – никогда я этот вид многоборья не тренировала, потому что там специальная полоса препятствий на воде, специальная натовская полоса препятствий на стадионе – мне хватило 15 минут, чтобы посмотреть технику преодоления, и я выступила в нашем федеральном округе и заняла третье место. Все шептали, кто это такая, откуда вдруг появилась, взяла и выступила.
- Говорят, что профессиональный спорт калечит людей, делает из них инвалидов. Что вы думаете об этом?
Людмила Воронова: Профессиональный спорт – да. Если бы это была моя профессия, и я бы зарабатывала ей деньги, тренировалась бы по 10 часов в день, как я иногда по 10 часов в день работаю, то это на пределе человеческих сил.
Если говорить о длинных дистанциях, я никогда не перехожу через порог анаэробно го обмена, то есть я работаю в аэробном режиме, в оздоровительном. Оттого, что я много бегаю в оздоровительном режиме, здоровье мое улучшается.
- Вы много лет преподаете физкультуру в школе. Это, наверное, стимул оставаться в форме?
Людмила Воронова: Я везде показывала свой пример, я до сих пор бегаю челночный бег, который принимаю нормативами у студентов, намного быстрее, чем бегают они. Спринтерские качества у них наверняка выше, но у меня есть техника. Она играет огромную роль, потому что там, где люди берут скоростью, я беру техникой. Чтобы человек начал заниматься чем-то, ему нужна команда.
Все 10 лет в школе я ходила на зарядку. Думаете, я это люблю делать? Нет. Но просто у нас была команда. У меня с моей подружкой был уговор, что мы бегаем: я не могла подвести подружку, а она не могла подвести меня, и мы 10 лет бегали на зарядку.
Когда есть команда, и в этой команде есть тот, кто много знает, с которым абсолютно не страшно быть, то это первое, что нужно человеку, потому что команда всегда поддержит, подскажет, покажет пример, но и тебе будет просто стыдно.
- В мае вам исполнится 70 лет. Новый старт IRONMAN не планируете?
Людмила Воронова: Сейчас планировать что-то сложно, непонятно, будут ли открыты границы. Возможно, я выступлю в Санкт-Петербурге, но там половина IRONMAN. В нашей стране впервые будет проходить старт под этим брендом. По поводу длинного IRONMAN я сегодня пока еще не думала, потому что нужно ехать в какую-то страну, понятное дело, что это хорошие деньги.
Если есть хороший старт и команда, то деньги найду. Если нет команды, нет хорошего старта, то, вероятно, буду выступать на более простых, но интересных стартах.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: