Люди, переболевшие коронавирусом, часто страдают нарушениями психики. По данным исследователей из Оксфорда, у каждого восьмого пациента в течение полугода после положительного теста и выздоровления развиваются заболевания неврологического и психиатрического свойства. Ученые проанализировали данные более чем 236 тысяч человек. Какие расстройства могут появиться после болезни и как с ними бороться, телеканалу «МИР 24» рассказала врач-психиатр Мария Киселева.
- Почему вирус, которые поражает легкие, дает осложнения на психику?
Мария Киселева: Сложно говорить о том, что вирус поражает в первую очередь. Вирус поражает весь организм – все его клетки, органы, ткани. Клетки головного мозга он поражает в том числе.
- Пациенты жалуются на апатию, суицидальные мысли, панические атаки, депрессию и погружение в равнодушие. Откуда берутся такие симптомы?
Мария Киселева: При поражении нейронов головного мозга происходит гормональный дисбаланс. Есть гормоны дофамин и серотонин, которые отвечают за настроение человека. При дисбалансе происходят аффективные расстройства, расстройства настроения. Отсюда – апатия, паника, депрессия, тревога.
- Что еще может беспокоить пациентов?
Мария Киселева: В острый период болезни люди жалуются на различные психотические, более развернутые симптомы – слуховые, зрительные обманы восприятия, спутанность сознания – это обусловлено вирусной интоксикацией организма.
- Почему у одних такие осложнения возникают, а у других – нет?
Мария Киселева: Все зависит от степени устойчивости и истощаемости организма. Есть люди более подверженные стрессовым, тревожным воздействиям. Есть люди, уже имеющие психические расстройства. Им это переносить гораздо тяжелее, симптоматика гораздо более развернута.
- Почему постковидный синдром у одних развивается сразу после выздоровления, у других – спустя несколько месяцев?
Мария Киселева: Степень истощаемости у всех разная. Есть люди, уже подвергшиеся истощению: ведут неправильный образ жизни, ненормированный рабочий день, нет правильного чередования сна и бодрствования, тяжелый труд, затратный и эмоционально затратный. Эти люди быстрее истощаются и более подвержены психическим расстройствам, связанным с воздействием вируса на организм.
- У людей с психическими расстройствами болезнь чаще всего протекает в более тяжелой форме. Почему?
Мария Киселева: Среди психиатров есть мнение, подтвержденное статистикой, что наши пациенты с заболеваниями нервной системы в остром периоде наименее подвержены воздействию вирусных инфекций. Я могу предположить, что есть люди с тревожными расстройствами, расстройствами депрессивного круга, ипохондрическими симптомами, которые в начале болезни боятся обращаться к врачам из-за своей тревоги, запускают свое состояние, теряют время, и симптомы доходят до развернутой картины. Это процесс более тяжелый для восстановления и лечения.
- Что с этим состоянием делать?
Мария Киселева: В США, например, даже в протокол введен психиатр как специалист смежный, работающий с больными с коронавирусом. В России практикуется применение противотревожных препаратов в стационаре, но наблюдения врача-психиатра не предусмотрено, хотя, мое мнение, это необходимо. Как мы видим на практике, очень многие попали под воздействие вируса и получили расстройство психики.
Если вы чувствуете расстройства, симптомы, которые для вас мучительны и тягостны, нужно обращаться к специалисту.
- Вы лечили пациентов с постковидным синдромом?
Мария Киселева: Сейчас к нам обращается все больше пациентов с жалобами на панические атаки, и в анамнезе есть заболевание коронавирусом. Да, мы их наблюдаем, лечим симптомы, назначаем препараты, объясняем людям, в связи с чем возникло это расстройство, так как само наличие симптомов вызывает у людей тревогу: человек был здоровым, а тут такие картины. Он не понимает, с чем это связано, и усугубляет свое состояние тревогой. Мы объясняем, откуда это берется, человеку становится проще, когда он проинформирован, когда он знает, как с этим бороться.
- Как лечить постковидный синдром? Можно ли принимать лекарства без контроля врача?
Мария Киселева: Ни один наш препарат нельзя принимать без нашего контроля. Препараты те же самые, потому что мы лечим не само заболевание, а симптомы, неважно, чем они спровоцированы: непосредственно органическим заболеванием или эндогенным, или это вирусное поражение.
- У некоторых пациентов снижается либидо на несколько месяцев.
Мария Киселева: Происходит общее истощение организма, общий упадок сил, снижение всех ресурсов, либидо в том числе. Это все восстановимо со временем. Когда человек восстановит свои силы, когда он придет в норму, либидо вернется само.
- В каких случаях допустимо самостоятельное лечение постковидного синдрома?
Мария Киселева: Сами мы не лечим ни тревогу, ни депрессию – нужна специализированная помощь. Если симптомы самоустранимы, со временем они устраняются, но для чего ждать, терпеть, если можно обратиться к врачу и ускорить процесс выздоровления и восстановления? Если обратиться вовремя, вы быстрее восстановитесь.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: