Помните неподражаемого Андрея Миронова, распевающего песенку «Женюсь, женюсь, какие могут быть игрушки»? Это сцена из советской киноленты «Соломенная шляпка». Когда фильм вышел на экраны, то его буквально расхватали на цитаты. Озорной, легкий, пронизанный солнечным светом, наполненный юмором и абсолютно аполитичный – фильм был в то время невероятно популярным.
Съемки фильма «Соломенная шляпка» для многих занятых в нем актеров стали началом их звездной карьеры или другим судьбоносным моментом в жизни. А для кого-то, наоборот, обернулись будущими неприятностями. В главной песенке картины поется словно бы о ней самой:
«Но без нее вокруг прелестной дамы
такие шли сражения и драмы,
такие шли сражения и драмы,
что, собственно, и создало сюжет»
Действительно, главные страсти разгорались уже после картины, но в прямой связи с нею и отчасти – по ее вине.
Кадр из фильма. Евгения Ветлова и Александром Колпашниковым в роли бродячих менестрелей.
Начать стоит с судьбы актрисы, которую мы видим на экране первой: с исполнительницы песенки бродячих менестрелей. В роли девушки-менестреля – очаровательная Евгения Ветлова: светло-русые волосы, лучистые светлые глаза, нежный овал лица. К этому времени у Евгении уже сложилось амплуа серьезной характерной актрисы, но ей, любившей пение и танцы, хотелось чего-то иного, соответствующего ее задорному характеру. В водевиле «Соломенная шляпка» она спела с актером и музыкантом Александром Колпашниковым, и это изменило всю ее будущую жизнь.
Через полгода после выхода фильма на экраны прямо на улице к ней подошел молодой человек. Матиас Ян был студентом из ГДР и учился в Ленинграде, в Горном институте, а еще профессионально играл на гитаре и пел. Как выяснилось, он узнал Евгению по фильму и решил, что ни за что не упустит свой шанс познакомиться с нею. Скоро они стали выступать на эстраде, образовав дуэт «Женя и Матиас», а в 1978 году поженились. Еще через три года пара перебралась в ГДР, где их дуэт, исполнявший репертуар от фольклора до рока, стал по-настоящему популярным.
Кадр из фильма. Людмила Гурченко в роли мадам Клары Бокардон.
Для исполнителей главных ролей съемки в этом фильме также оказались судьбоносными. Режиссер Леонид Квинихидзе собрал в своем проекте поистине звездный состав. Один Андрей Миронов в дуэте с Людмилой Гурченко чего стоит!
Для Людмилы Гурченко съемки в этом фильме были своего рода реваншем. Дело в том, что первоначально режиссер хотел снимать в этой роли актрису Нонну Терентьеву, которая до того снялась у Квинихидзе в «Крахе инженера Гарина». Там она сыграла роль аферистки Зои Монроз, на которую пробовалась до нее и Людмила Гурченко, но потерпела неудачу. Зато теперь на пробах Гурченко была намного убедительнее своей соперницы.
Ее партнер по съемкам Андрей Миронов получил от режиссера прямое приглашение на роль ловеласа Леонидаса Фадинара. Правда, режиссер сперва хотел выбрать Олега Борисова, который перед этим также снялся у него в «Крахе инженера Гарина». Но актер заболел, и Квинихидзе бросился звонить Миронову. Тот оказался свободен и согласился сняться в этом фильме. И волшебство состоялось! Миронов с его тонким комедийным даром был настоящей находкой для этого проекта!
Однако и Людмила Гурченко, и Андрей Миронов, составившие великолепный водевильный дуэт, именно по этой причине спустя год лишились других желанных и серьезных ролей. Дело в том, что оба они пробовались на главные роли в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Но режиссер решил, что водевильный шлейф, тянущийся за актерами, окажется не на пользу его фильму.
Возможно, в память об этом он вставил в киноленту такой эпизод: когда Ипполит сразу после ухода Жени Лукашина включает телевизор, там идет именно «Соломенная шляпка»: на экране поют и танцуют Миронов и Гурченко.
Кадр из фильма. Екатерина Васильева в роли мадам Бопертюи, Андрей Миронов в роли Леонидоса Фадинара.
«Соломенная шляпка» наполнена великолепными музыкальными номерами, в том числе в исполнении Андрея Миронова. Когда фильм вышел на экраны, они даже по отдельности пользовались большой популярностью, а песню «Женюсь, женюсь» знали наизусть все зрители большой страны. Но не многие знают, что за всеми этими легкими и виртуозными номерами стоял тяжелый труд. Ведь сам актер не раз говорил, что на самом деле он не умеет петь. У него не было музыкального слуха. Он плохо управлял голосом и фальшивил. Каждая песня в его исполнении – это вызов самому себе и результат многочасового труда.
Таким же вызовом самому себе были и сцены, где герой скакал верхом на лошади. Когда дело дошло до съемок первого такого эпизода, режиссер понял, что Миронов совсем плохо держится в седле. Леонид Квинихидзе деликатно предложил снять вместо Миронова дублера, но актер решительно отказался и через некоторое время уже выглядел в кадре, как заправский наездник. Правда, потом у него очень болели мышцы ног, и его походка «враскорячку» еще пару дней была постоянным поводом для шуток его коллег.
Мало кто помнит, что именно «Соломенная шляпка» стала первым фильмом, где молодой Михаил Боярский впервые выступил в амплуа героя-любовника. Актер, всего за два года до этого окончивший ЛГИТМиК, попал в этот фильм почти случайно. Режиссер пригласил его за компанию с отцом, который снялся в эпизодической роли дежурного офицера.
«Я был волосат, чем-то похож на итальянца, и в общем я не испортил картину, – вспоминал потом Боярский. – Цепкий глаз режиссеров вычислил меня как некоего артиста «молодого, похожего на итальянца». Вот как полезно появиться на экране в нужное время и в нужном месте». Юный Боярский был таким ярким, страстным и забавным в роли итальянского тенора Нинарди, что его заметили и о нем заговорили. Возможно, путь актера к роли Д’Артаньяна начался именно тогда.
Сценическую пару юному Михаилу Боярскому составила великолепная Алиса Фрейндлих. Михаил Боярский до сих пор считает, что сниматься с ней – значит быть «как за каменной стеной». Она была так блистательна в этой роли, что и молодой актер чувствовал себя увереннее рядом с ней. Боярский шутил, что за своим роскошным веером актриса способна скрыть любого неопытного актера. Но и для самой Фрейндлих «Соломенная шляпка» тоже стала ступенькой к ее будущим фильмам. Роль баронессы де Шампиньи раскрыла новые грани ее амплуа, и «баронесса» – не самый высокий титул, который примерила на себя актриса. Позже она снялась в образе королевы Анны в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» и еще во множестве других.
Кадр из фильма. Алиса Фрейндлих в роли Баронесса де Шампеньи и Михаил Козаков в роли Виконта.
Актриса Екатерина Васильева сперва должна была сыграть в фильме невесту главного героя, но худсовет решил, что роскошная Васильева с ее мощной харизмой и нестандартной внешностью не слишком вяжется с образом юной и неопытной девушки. И ей досталась роль неверной жены, шляпка которой становится причиной всех приключений главного героя.
На съемки Васильева приехала в сопровождении известного драматурга Михаила Рощина, с которым она в то время состояла в гражданском браке. За год до съемок у них родился сын Дмитрий, а еще через год они с Рощиным расстались. Но в тот момент пара еще была неразлучной, и Квинихидзе, воспользовавшись случаем, предложил знаменитому драматургу сняться в эпизоде.
В результате в маленькой роли фонарщика Труибера, которая даже в титрах не значится, снялся известный драматург Михаил Рощин, автор очень популярных в те времена пьес «Старый Новый год» и «Валентин и Валентина». Так что даже небольшие роли в этом фильме – это целая история кинематографа! Тем более что в них снимались и неподражаемый Зиновий Гердт, и другие великие актеры, способные украсить собой любой проект.
Так, роль отца невесты досталась именитому театральному мастеру Владиславу Стржельчику. Получив предложение, он сказал режиссеру: «Ленечка, у тебя я готов сниматься хоть с подносом!». В результате он весь фильм пргостоял в кадре с нелепым миртовым деревом в руках.
Кадр из фильма. Екатерина Васильева в роли мадам Бопертюи.
Квинихидзе собрал на съемочной площадке множество своих друзей. Так на роль пылкого любовника, эдакого темпераментного «мавра» он пригласил своего давнего приятеля Игоря Квашу. Тот в первый же день опоздал, очень торопился, и влетел на съемочную площадку красный и всклокоченный. Именно это и определило облик его героя. Теперь Кваша вынужден был перед съемками завиваться: его заставили отрастить волосы и укладывали их горячими щипцами, что вызывало массу шуточек у коллег.
Другом детства Квинихидзе был и Михаил Козаков. Они вместе ездили в пионерский лагерь, давно дружили, но все равно Квинихидзе считал, что Козаков в его фильме – почти невероятное везение.
Актеру было позволено импровизировать как угодно. Режиссер согласился даже на выдуманный Козаковым образ, в котором его герой виконт де Розальб выглядел щеголем с нетрадиционной сексуальной ориентацией. А ведь фильм из-за этого мог не пройти цензуру. Когда Казаков в кадре произнес свою реплику с лужком, коровками и молоденьким-молоденьким пастушком, Андрей Миронов не выдержал и рассмеялся: «Ты с ума сошел! Закроют все к черту!». Но в окончательный вариант фильма эта сцена вошла без изменения.
Актеры вспоминали, что атмосфера на съемках царила самая непринужденная. Актеры разыгрывали друг друга, пускались в мелкие шутливые эскапады. Квинихидзе очень ценил импровизацию, давал актерам много свободы и в результате они по ходу съемок создали массу эпизодов, которых не было в сценарии, но именно они стали истинным украшением картины.
Режиссер велел не выключать камеру и продолжать съемку, что бы ни произошло. В результате было снято, как в сцене дуэли с Козакова слетел парик, а Алиса Фрейндлих ловко прикрыла его лысину веером. Но и на этом актер не остановился: «А что, не вижу ничего смешного! Парик – это очень современно!» – изрек он. Но обычно всю съемочную группу доводил до истерики Андрей Миронов.
Кадр из фильма
Чистой импровизацией была сцена, в которой Миронов подходит к Алисе Фрейндлих, страстно целует ее в шею и, повернувшись к онемевшему Боярскому, произносит с достоинством: «Рекомендую!». У съемочной группы после этой выходки началась истерика, но эпизод был снят и стал одним из самых удачных в фильме.
А однажды Миронов просто широко улыбнулся от камеры Михаилу Козакову, и этого оказалось достаточно, чтобы тот не смог доиграть дубль. Оказалось, что Миронов сделал себе «золотые» зубы из фольги от шоколадки.
И таких мелочей, выдумок, подколок было не счесть. Может быть, поэтому советский водевиль и сейчас смотрится, как встреча с экранными друзьями детства и драгоценный подарок, наполненный светом и добрым юмором.
Подробнее в сюжете: Новости кино