4 февраля – День борьбы с онкологическими заболеваниями. Женщина, у которой четвертая стадия рака, занимается пауэрлифтингом и участвует в подводных фотосессиях. Как найти в себе силы жить после диагноза, чемпионка мира по пауэрлифтингу, автор благотворительных проектов, общественный деятель Ольга Ушакова рассказала телеканалу «МИР 24».
- Активная позиция появилась сразу или был момент, когда никому не хотелось рассказывать о диагнозе, было только желание замкнуться?
Ольга Ушакова: Многие пациенты воспринимают этот диагноз как личную неудачу, они стесняются, боятся, стесняются рассказать другим людям о проблеме, потому что никто не хочет выглядеть неудачником. У меня было сначала ощущение, что не надо об этом говорить, но потом я поняла, что скрытность ничего мне не даст, я ничего не выиграю молчанием.
- У вас рак молочной железы, была уже операция – удаление…
Ольга Ушакова: У меня в 2015 году обнаружили рак молочной железы – была первая стадия, а в 2019 у меня случилось прогрессирование болезни, и это уже четвертая стадия, потому что метастазы находятся в отдаленных органах. Но в этот промежуток времени мне удалось много чего сделать. Я себя не считаю больным человеком, у меня обычная жизнь, просто я принимаю лекарства и контролирую свою болезнь.
- В одном из интервью вы сказали, что рак появляется у человека, которому неинтересно жить. С этой позиции получается, что человек может себе своим образом жизни делать прививку от рака? С другой стороны, есть позиция, что если бы мы жили вечно, каждый дожил бы до своей онкологии.
Ольга Ушакова: Да, многие врачи об этом говорят. Когда теряешь смысл жизни, твои физиологические свойства, наверное, тоже сворачиваются. У меня было такое состояние перед тем, как случилось заболевание, было неинтересно жить, не были достигнуты цели, которые я себе ставила до диагноза. Упадническое состояние, наверное, и привело к тому, что случился диагноз. Спустя какое-то время после лечения я цеплялась и искала смысл жизни: в чем я могу себя проявить, что меня держит на этом свете? И появился спорт. Это было спасение, это меня удержало, зацепилась я за жизнь благодаря спорту.
- Это пауэрлифтинг – и в наличии чемпионские звания и титулы.
Ольга Ушакова: Кандидатом в мастера спорта мне удалось стать за два года. Я знаю, что не каждый здоровый человек сможет достичь такого звания. Там самое важное – кандидат в мастера спорта, когда выполняешь объемы. В сумме я подняла 285 кг, хотя врачи говорили, что больше двух килограммов поднимать нельзя на руку, где была операция. У меня удалены 13 лимфоузлов, развивался лимфостаз, я просто тогда даже не понимала, что происходит. Мне мой врач говорил, что вообще таких в мире нет, чтобы после такой операции начали поднимать штангу. Если бы не прогрессирование болезни, я бы стала мастером спорта, у меня были мысли дойти до мастера спорта международного класса, но сейчас я возвращаюсь в спорт, я думаю, что у меня все впереди.
- Несколько лет на Youtube существует программа «Планы на жизнь». Не так давно появилось онкоТВ. Информации об онкологии, о профилактике, о лечении, о жизни онкобольных по-прежнему мало?
Ольга Ушакова: Проблема в том, что информации много, но, насколько она достоверна, насколько она с правильной позиции? Большинство людей боятся смотреть информацию, потому что очень много негативных историй, где все заканчивается смертью. Эта информация копилась годами, она никуда не уходит из интернета, а медицина, наука шагнули далеко вперед. Сейчас рак – это точно не приговор, масса способов в традиционной медицине удержать человека, не дать развиваться болезни.
- Все мои знакомые медики говорят, что рак – не приговор, если болезнь не запущена, потому что люди приходят в больницу, когда у них что-то заболело. По описанию врачей, когда заболело, это уже третья стадия.
Ольга Ушакова: Ранний скрининг увеличивает шансы на продолжительность жизни и на очень благоприятный ход лечения. Даже на поздних стадиях – я сейчас веду статистику людей, которые прожили больше пяти лет, и продолжают жить – есть возможность лечиться.
У меня отдаленные метастазы – в легких, узел средостения поражен, в надпочечнике есть образование, но, тем не менее, я живу обычной жизнью, я не похожа на инвалида первой группы, но я – инвалид первой группы. Все сейчас благодаря медицине, науке поддается лечению, и хорошо контролируется болезнь.
- Есть еще один фотопроект «Наши чувства» – там много разных съемок, были даже подводные. Это тоже часть программы выздоровления?
Ольга Ушакова: Пациентам нужна психологическая поддержка, социальная адаптация. Я сразу начинала с того, что онкопациент воспринимает свою болезнь как личную неудачу в жизни. Снять этот покров неудачи, показать перевоплощение и поддержать человека. Почему называется проект «Наши чувства»? Мы можем не знать традиций, увлечений человека, языка, обычаев, но мы хорошо знаем, что чувствует человек, когда узнает о своем диагнозе. В знак поддержки мы проводим фотосессии. Они прошли по всей стране, желание сделать их в других странах и показать, что это одинаковые люди, нас объединяет общее горе, проблема, связанная со здоровьем, и мы очень хорошо друг друга понимаем – практически без слов.
Фотосессии дают человеку заряд позитивный, мотивацию на лечение, на продолжение жизни, увидеть себя со стороны красивыми, цветущими, стремиться, чтобы постоянно быть в таком состоянии. Сейчас 54 фотокартины украшают стены поликлиники онкоцентра имени Блохина на Каширке. Многие люди смотрят на свои фотографии, у них гордость – этот проект откликается во многих сердцах онкопациентов: и тех, кто поучаствовал, и тех, кто хочет поучаствовать, и тех, кто просто наблюдает за проектом.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: