Мужчин все чаще стали нанимать в гувернеры. Почему в Москве эта услуга становится популярной и какими навыками должны обладать такие специалисты, телеканалу «МИР 24» рассказал гувернер Константин Вишневский.
- Как правильно называется ваша профессия?
Константин Вишневский: Наверное, правильней будет гувернер. Но в зависимости от функций это можно назвать и наставником – зависит от возраста и потребностей.
- В Москве появилась бесплатная школа нянь, куда берут молодых людей, готовят их. Сервисы по подбору персонала констатируют приход молодых людей в эту профессию, которая до недавнего времени считалась исключительно женской. Вы как решили стать гувернером?
Константин Вишневский: Гувернер частично входит в профессию няни или наоборот. Я столкнулся с проблемой невостребованности на рынке труда в определенный момент. Эта проблема известна, когда люди, независимо от былых заслуг, от компетенций, навыков и умений сталкиваются с тем, что становятся невостребованными. Я искал себе применение, моя знакомая – основатель и руководитель сервиса «Бабушки и дедушки на час» – рассказала о своем проекте, и я спросил, почему только бабушки? Проект тогда назывался «Бабушка на час». Я знаю и по собственному опыту, потому что вырастил двоих дочек, и по опыту общения с детьми, с внуками своих друзей, родственников, что я прекрасно справлялся всегда с воспитанием.
Мужчина очень много может дать в этой профессии. Когда потом начали анализировать спрос от мам, очень часто хотят именно мужчин, потому что много детей живут в семьях, где одни женщины, которые не могут дать ничего мужского в воспитание ребенка. Некоторые не понимают, воспитывают мальчиков-девочек. Кто понимают, те готовы взять мужчину, чтобы он заменил отсутствующего отца, дедушку или кого-то из мужчин.
Начали пробовать, дело пошло, востребованы стали мужчины, стали подтягиваться другие, потихонечку внедряется эта мысль в сознание людей, что можно мужчин тоже приглашать.
- Какой набор знаний и умений нужен, чтобы заниматься с детьми? Вам чему-то пришлось дополнительно учиться?
Константин Вишневский: Воспитание детей, короткое времяпрепровождение с ними – это одно, работа с чужими детьми – совсем другое. Тут надо очень много компетенций иметь, надо разносторонние знания получить дополнительно к тому опыту, который у тебя есть. Конечно, необходимо учиться.
Обязательно знание детской психологии, работы с особенными детьми, что очень часто востребовано, знание травматологии и оказания первой помощи. Часто родители даже падают в обморок от вида крови, если ребенок где-то поцарапался или нос разбил, или коленки снес. Но это жизнь, это бывает, с этим необходимо уметь встречаться, без паники, уметь справляться с проблемами.
Обязательно надо учиться, мир меняется очень стремительно, меняются дети, родители, условия жизни, надо соответствовать, все время быть в этой струе.
- Спрашивают ли наличие водительских прав, чтобы возить детей в школу, на кружки, например?
Константин Вишневский: У меня есть опыт работы с детьми разного возраста, конечно, разные потребности, но у меня не было никаких проблем. Я работал и с маленькими детьми, и с совсем маленькими, и со взрослыми.
- Должен ли знать гувернер, как защитить своего подопечного?
Константин Вишневский: Конечно. Сервис «Бабушка и дедушка на час» очень щепетильно подходит к проверке личности кандидата в няни, чтобы родители были спокойны по широкому спектру вопросов. Специальной подготовки детского телохранителя, конечно, не проводится, но основные моменты читаются и на курсах, которые проводятся сейчас в центре «Моя карьера». Там даются базовые знания: где можно оказывать противодействие, нужно ли, каким образом избежать этого или порой убежать, уйти от возможного конфликта или возникновения более серьезных обстоятельств.
Конечно, няня, гувернер, наставник берет полную ответственность за ребенка, когда находится с ним, и он должен в меру возможностей избегать таких ситуаций.
- Приходилось ли вам сталкиваться с детьми, у которых период кризиса?
Константин Вишневский: Конечно, у меня живой пример – молодой человек, мама которого попросила стать его наставником, когда ему было 16 лет. Мы полтора года работали, чтобы вернуть его из переходного периода, в который он попал, когда у него были большие психологические проблемы, когда кажется, что тебя не понимают и так далее. Он пытался доказывать это экстремальными видами: лазил по крышам, прыгал по кранам – есть такой экстремальный вид, когда они лезут куда угодно, потом занялся пиротехникой, пытался что-то взрывать. Мама поняла, что это чревато. Нам удалось его вывести, я очень плотно с ним работал, мы часто встречались, он закончил девять классов, поступил в экономический колледж и сейчас на третьем курсе.
Был у меня мальчик пяти лет, у него были совсем другие проблемы. У него было становление личности, а его мама-одиночка пыталась воспитать сыночка по книжкам, по фильмам – такого, как ей хотелось бы видеть – идеального ребенка. Не получалось, в какой-то момент он ее перестал воспринимать, перестал слушаться, начал хулиганить, и у них начались большие проблемы. Она поняла, что нужна посторонняя сила, которую мальчик услышит. Все получилось тоже, мальчик социализировался. В то время он себя и в садике вел неадекватно. Теперь он ходит в школу, все нормально, и с мамой отношения прекрасные. Важно понимать, когда нужна помощь в воспитании детей.
- Кому бы вы посоветовали пойти в эту профессию?
Константин Вишневский: Если это касается мужчин, многие мужчины – военные, силовики, которые рано выходят на пенсию, летчики, люди, которые обличены были большой степенью ответственности за других людей, за безопасность, за обучение, за обеспечение уклада жизни, – они уже практически готовы к этому. Рано уходят на пенсию, становятся невостребованными, ничего другого толком делать не умеют, их это корежит, мучает, они ищут, куда приложить свои силы. При наличии небольшой переподготовки они могут легко работать, они будут востребованы.
Это не стыдно, это очень ответственно и очень почетно. Думаю, это скоро станет очень популярной профессией, такой же, как стать космонавтом, например.
Подробнее в сюжете: Гости эфира