Они ушли добровольцами на фронт. Сотни работников Наркомата иностранных дел осенью 1941 года сражались на подступах к Москве. У многих из них была бронь, но в тылу они не остались. О трагической и героической судьбе советских дипломатов, ставших солдатами, – в материале корреспондента «МИР 24» Дмитрия Барбаша.
«Сегодня в четыре часа утра без объявления войны, без объявления претензий к Советскому Союзу германские войска напали на нашу страну». Эта речь Вячеслава Молотова разделила жизнь советских граждан на «до» и «после». Уже в середине июля немецкие войска взяли Смоленск. В оперативном окружении на западном направлении оказались 20 советских дивизий. В Москве начали формировать народное ополчение.
«Молотов был заместителем председателя правительства. Молотов писал само распоряжение о создании народного ополчения. Все ведомства буквально, кроме ведомств военного комплекса, были на очереди, чтобы предложить своих сотрудников в ополчение. Это был призыв», – отметил автор книги «Советские дипломаты на фронтах Великой Отечественной войны в 1941 году» Николай Фомин.
На этот призыв откликнулись и сотрудники Наркомата иностранных дел. 167 человек, у многих из которых была бронь, пошли добровольцами в Шестую дивизию народного ополчения. Советские дипломаты, рабочие, студенты и преподаватели против отборных частей вермахта. Боевым крещением стали бои под Ельней.
«Из всех дивизий народного ополчения шестая одной из первых вступила в бой. Были поставлены задачи по охране переправ, наступательные операции», – указал Николай Фомин.
В сентябре Шестая дивизия народного ополчения стала кадровой частью – 160-й стрелковой дивизией. В боях под Вязьмой попала в окружение. Большинство красноармейцев и командиров погибло, сдерживая немцев на пути к Москве. Нескольким группам удалось вырваться из кольца, сохранив боевое знамя.
«Само по себе участие в таких операциях – это уже подвиг. А это было самопожертвование. Прорваться, чтобы продолжить борьбу. Некоторые остались в партизанских отрядах», – отметил Николай Фомин.
Столицу дипломаты защищали и в составе Третьей коммунистической дивизии. С полей сражений не вернулись 72 сотрудника Наркомата иностранных дел Советского Союза.
Подробнее в сюжете: История
Читайте также: