На этой неделе российские дипломаты отмечали свой профессиональный праздник. Уходящий год подкинул им новых проблем. Но ничего не поделать – работа такая, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Барбаш.
Год назад Ухань был самым закрытым городом в мире. В этот момент там оставались более 300 российских граждан, которым, нужна была помощь.
«Мы получали звонки из провинции Хубей, люди оказались заперты в домах, общежитиях, некоторые на работе остались. Через день – два начали звонить их родственники с просьбами о помощи», – рассказал первый секретарь посольства Российской Федерации в Китае Максим Цыганков.
Дипломаты на машине выехали в город. От Пекина до Ухани – более тысячи километров.
«Сказать, что не страшно, нельзя. Одной мамочке привезли питание, которое нельзя было заказать нигде в городе. Другой многодетной семье привезли витамины и лекарства», – отметил первый секретарь посольства Российской Федерации в Китае Максим Цыганков.
В Китай вылетели несколько самолетов ВКС России. Вывозными рейсами могли воспользоваться россияне и жители Содружества. Ждали всех до последнего. Даже тех, кого изначально не было в списках.
«Мы фактически в течение часа удерживали стойку регистрации. Мы же все-таки российские дипломаты. Путем переговоров нам удалось решить эту проблему», – рассказал первый секретарь посольства Российской Федерации в Китае Константин Невежкин.
Год назад Антон Лежнев уезжал в Непал. Собирался на Эверест. На следующий день после прилета границы закрылись. Потом – карантин.
«Для людей, которые оказались на трекингах, была трудность вернуться в Катманду, то тут подключилось посольство», – рассказал инструктор по альпинизму Антон Лежнев.
«Отправили наших дипломатов сначала в один город, во второй. Налаживали связи с гостиницами. И в итоге мы обнаружили 121 человека», – сообщил чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Непале Алексей Новиков.
У многих туристов закончились визы и деньги.
«Было объявлено, что все, у кого просроченные визы, не будут оштрафованы при вылете. Они точечно помогали каждому, вплоть до того, что я видел. Была семья, дед с внучкой. Так пресс-атташе посольства приносил мультиварку», – рассказал инструктор по альпинизму Антон Лежнев.
20 апреля 2020 года в аэропорт Катманду за россиянами и гражданами СНГ прилетел самолет. Возвращавшихся на родину провожал посол Алексей Новиков.
«В порту города Якогама, крупнейший порт в Японии, и одни из крупнейших в мире, возник самый первый за пределами Китая крупный очаг инфицирования коронавирусом», – рассказал чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Японии Михаил Галузин.
Это судно стало одним из символов надвигающейся эпидемии. В феврале на круизном лайнере «Бриллиантовой принцессы» обнаружили коронавирус. На борту – более трех тысяч человек, 24 россиянина. У шестерых – коронавирус.
«Наши японские партнеры испытывали совершенно понятные в такой ситуации трудности с автотранспортом. Но мы в контакте с японскими властями их решили. И эвакуация с борта шестерых наших сограждан состоялась в 20 числах февраля 2020 года», – отметил чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Японии Михаил Галузин.
Помогали российские дипломаты и тем, у кого заканчивались визы, средства, были проблемы с жильем. В стороне не осталась и церковь.
«Ее представители здесь, в Японии, смогли обустроить несколько сограждан в небольшом православном монастыре, который здесь находится. Целый ряд соотечественников приняли своих земляков с квартирах, домах», – рассказал полномочный посол Российской Федерации в Японии Михаил Галузин.
«Мы задействовали все наши возможности, включая посольство, торгпредство, аэрофлот, организацию соотечественников», – отметил чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации во Франции Алексей Мешков.
Российское посольство во Франции сработало на опережение. На сайте ведомства и соцсетях дипломаты советовали россиянам вернуться домой, пока открыты границы, и летают самолеты. Дипломаты работали бок о бок с коллегами.
«И нельзя игнорировать важность хороших отношений с соседями. Когда наши самолеты не летали, плечо нам подставили наши белорусские коллеги. И самолетами «Белавиа» наши граждане летали из Франции», – рассказал чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации во Франции Алексей Мешков.
Александру Зайцеву российские дипломаты фактически спасли жизнь. Прилетев во Францию, он не рассчитывал на локдаун и закрытие границ. А тут закончилось жизненно важное лекарство, которое без рецепта не купить.
«Знал, что есть консульство в Париже, написал в пресс-службу письмо, не могли бы вы помочь с выпиской рецепта. Они оказались очень любезными, и в течение дня они мне прислали на почту электронный рецепт», – рассказал Александр Зайцев.
В таких условиях дипломаты работали впервые. С начала пандемии сотрудники МИДа помогли вернуться из-за рубежа почти полумиллиону россиян. Весь год для них прошел под лозунгом «Своих не бросаем!».
Подробнее в сюжете: Программа Вместе