Аномальный снегопад в Центральной России закончился. Три дня в ряде регионов России были метели, сугробы достигают полуметра. В Москве высота снежного покрова 59 см – это второй результат за всю историю метеонаблюдений. Будет ли повторение в оставшиеся зимние дни, телеканалу «МИР 24» рассказал ведущий специалист центра «Фобос» Михаил Леус.
- Насколько редкое явление мы пережили?
Михаил Леус: Подобные снегопады в столичном регионе бывают примерно один раз в пять – семь лет. Этот снегопад по своей интенсивности оказался третьим за последние 50 лет. В столице он уступил снегопадам 1999 года – тоже февральским, и снегопаду 2018 года, который тоже был в феврале.
Высота снежного покрова в Москве достигла отметки 59 см, и это всего лишь на сантиметр ниже для рекорда 14 февраля 1956 года. Хотя в другие дни и месяцы снега в Москве было больше.
- Стоит ожидать, что повторится такой сильный снегопад?
Михаил Леус: До конца февраля таких сильных снегопадов не будет, хотя еще некоторое количество снега, совсем не сопоставимое по количеству с выпавшим за эти три дня, в столице будет.
- Многие удивляются такой холодной и снежной зиме. По прогнозам, впереди 25-градусные морозы, потепления не будет долго. И в марте сохранится холодная погода?
Михаил Леус: Март в центре европейской России по своим климатическим характеристикам – месяц зимний, поэтому надеяться на раннюю весну не стоит. Прогнозы, которые имеются на текущий момент, говорят, что март будет в своих температурных характеристиках именно таким, каким он должен быть по климату, то есть достаточно холодным и с количеством осадков, которые немного больше, чем в феврале.
Весна в понятии метеорологов – это устойчивый переход среднесуточной температуры воздуха через нулевую отметку в сторону положительных значений. В Москве эта дата приходится на 28 марта. В этом году, учитывая прогнозы, большие запасы снега, которые скопились, можно с большой долей уверенности говорить, что этот процесс – метеорологическая весна – начнется в столичном регионе, скорее всего, во второй пятидневке апреля. Этот процесс будет сдвинут на пять – семь дней в сторону апреля.
- Европейских теплых зим больше не стоит ждать?
Михаил Леус: К счастью, в метеорологии нет таких зависимостей, как если зима была холодной, то лето будет жарким, или наоборот. Или поздняя осень нам гарантирует раннюю весну – таких зависимостей нет. Зимы в столичном регионе могут быть и снежными, и теплыми, и сухими, и морозными – на любой вкус. Но в последнее время, видя тенденции изменения климата на планете в целом и на территории европейской России в частности, мы можем говорить, что погода не только в течение зимних сезонов, но и вообще в течение всего года будет становиться резко меняющейся, мы будем наблюдать все большие отклонения метеоэлементов от средних значений. Мы будем чаще видеть установление различных рекордов, их обновление по количеству осадков, хотя средние значения температур и осадков будут оставаться примерно одинаковыми.
В качестве примера я могу привести абстрактный город, в котором за какой-то месяц выпадает 100 мм осадков. Если раньше такое количество метеорологи фиксировали в среднем за 10 дней, то теперь то же количество будет выпадать за три – четыре дня, они становятся более сильными, проявление каких-то резких отклонений погоды от нормальных значений будет усиливаться.
- Какой фактор сильнее всего влияет на изменения и нестабильность погоды?
Михаил Леус: В данный момент мы видим наиболее сильное влияние человека, антропологический фактор, который поддерживает тенденцию на глобальное потепление. Мы наблюдаем, что температурный фон продолжает расти в данный момент времени, как в прошлые 30 лет и, скорее всего, это будет продолжаться.
Изменения температурного фона гораздо сильнее прослеживаются в северных регионах – в арктических и антарктических. Это уменьшает температурный контраст между Крайним Севером и югом, и привычное направление перемещения атмосферы над земной поверхностью в Северном полушарии с запада на восток все чаще сменяется перемещением с севера на юг или с юга на север.
Например, если прошлой зимой мы наблюдали регулярное вторжение циклонов из южных и центральных районов Атлантики с запада на восток, которые несли нам очень теплый и влажный воздух, то в этом сезоне мы все чаще наблюдаем процессы, когда циклоны перемещаются с юго-запада на северо-восток или с севера на юг, и европейская часть нашей страны попадает то в зону сильных осадков с очень теплыми воздушными массами, достигающими оттепели, то вдруг у нас перемещение разворачивается не север, и мы получаем арктические или даже полярные вторжения холодного и сухого воздуха. Эти процессы в будущем будут все чаще.
- Некоторые говорят, что из-за глобального потепления стали чаще идти тропические ливни.
Михаил Леус: То, что я сказал про все большие отклонения метеоэлементов от средних значений, приводя в пример выпадение осадков, как раз об этом речь и идет. Мы раньше получали какое-то количество осадков за 10 дней, сейчас мы получаем то же самое за три – четыре дня, то есть дожди становятся более интенсивными, как и снегопады. Можно в некоторых случаях это называть тропическими ливнями. Но никакого отношения к изменению сезонов это не имеет. Как я сказал, средние значения этих параметров отличаются мало от климата.
Как была у нас зима преимущественно холодной, такой она и будет, как лето было преимущественно жарким, таким оно и будет. Делать выводы по одной зиме или по двум летним сезонам, что и дальше будет так, конечно, нельзя. Да, изменения есть, но в ближайшем будущем, сопоставимом с жизнью одного поколения, глобальных изменений климата на территории столичного региона, да и в центре европейской России не будет. У нас останутся морозы зимой, теплая погода летом, со снегом и дождями в эти периоды. Изменений, что вдруг не станет зимы или прекратится лето, все превратится в сплошной переход из весны в осень, такого не будет.
Подробнее в сюжете: Природные катаклизмы