В Якутске 11 воспитанников детского сада заразились кишечной инфекцией, чуть раньше в Дагестане школьники попали в больницу с пищевым отравлением. Чем кормят детей в школах и в детских садах и почему регулярно возникают случаи отравлений и кишечных инфекций, телеканалу «МИР 24» рассказала начальник отдела НИИ детского питания – филиала ФГБУН «ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи» Елена Симоненко.
- Почему такие случаи происходят регулярно?
Елена Симоненко: Закупки на услуги организации питания, на продукты происходят на конкурсной основе в соответствии с ФЗ 44. Единых стандартов на организацию и на качество услуг школьного питания на сегодня нет.
Конкурсная основа на поставку продуктов питания не ориентирует заказчика на выбор специализированного сырья и детских продуктов. В перечне оказываются продукты общего назначения, которые не всегда безопасны для питания детей. При формировании таких закупочных процедур проявляются все недостатки контрактной системы. На сегодня нет механизмов, которые гарантировали бы привлечение добросовестных и компетентных операторов питания.
На сегодня многие категории специализированной продукции не производятся отечественными производителями ввиду недостатка соответствующего качества сырья, несовершенны механизмы контроля продукции. Материально-техническая база перерабатывающих производств сегодня несовершенна.
- Что делать? Регулярно появляются новости, что принимаются правила, регулируются нормы на региональном уровне. На бумаге все выглядит хорошо.
Елена Симоненко: На мой взгляд, ситуация меняется к лучшему. С прошлого года вступил в силу ФЗ 47. В настоящее время при комитете Госдумы организована рабочая группа по исполнению этого закона. Сегодня как раз рассматривается вопрос о разработке единого стандарта по организации питания обучающихся для всей России и о разработке типового меню.
До вступления данного закона в силу стоимость питания в регионах была различной – в зависимости от финансовых возможностей самих регионов. Где-то это было около 30 рублей, где-то (как в Москве) – 250 рублей. Со вступлением закона в силу предусматриваются субсидии и говорится о том, что дети начальных классов должны быть обеспечены горячим бесплатным питанием. Это большое дело и хорошие перспективы – мы вместе работаем по совершенствованию этого вопроса.
- Это ГОСТ на школьное питание?
Елена Симоненко: Нет, это не совсем ГОСТ на школьное питание. Мы говорим о том, что сегодня в каждом регионе совершенно разная ситуация. Мы разрабатываем типовой стандарт, но в зависимости от региона его необходимо перерабатывать: в зависимости от географических, этнических факторов, эпидемиологической обстановки. Прежде всего, необходимо ориентироваться на местных поставщиков сырья и производителей продукции.
Наш последний опыт – для Краснодарского края мы разработали стандарты организации питания, включали поставщиков местного сырья и продуктов. Я считаю, это очень правильная история. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы тиражировать лучшие практики на регионы.
В рамках заседания рабочей группы НИИ детского питания давал предложения по модернизации школьного питания и созданию комплексного регионального проекта по. Сегодня сложилась крайне негативная оценка как у родителей, у потребителей, в СМИ к самому понятию «школьное питание».
- Сколько времени уйдет, чтобы проект заработал?
Елена Симоненко: Мы в стадии активной проработки. Мы уже предложили концепцию, сейчас с каждым регионом прорабатываем: есть регионы, которые заинтересованы и готовы стать пилотными – Удмуртия, Краснодарский край, Якутия. Мы совместно с органами исполнительной власти, департаментами образования прорабатываем стандарты и планируем их к внедрению.
- Будет учитываться питание для аллергиков?
Елена Симоненко: Это очень большая проблема, очень актуальный вопрос, к нам обращается очень много образовательных учреждений с просьбой разработать альтернативное меню для детей, страдающих различными заболеваниями. НИИ детского питания проводил оценку состояния питания обучающихся с регионами РФ, и мы видим динамику, статистику, что с каждым годом увеличивается количество детей, страдающих от различных заболеваний. Персонализированное питание – это будущее, это ключ к решению данных проблем.
Но нужно понимать, что есть нюансы в реализации инициатив на местах, в общеобразовательных учреждениях. Для этого необходим определенный персонал в штате. К сожалению, сегодня с этим тоже очень большая проблема, мы об этом уже говорили, что нужно подходить к вопросу системно. Помимо работы с производителями, нормативного, научного обеспечения, конечно, очень важен кадровый вопрос на местах. Сегодня компетенция зачастую оставляет желать лучшего.
- Пока нет проекта, родители могут повлиять на ситуацию с питанием детей в детских садах и школах?
Елена Симоненко: Это обязательное условие – работа с родительской общественностью. Во многих образовательных учреждениях родители активно участвуют, проводится анкетирование, дегустации продукции. Это очень важный аспект, что школьное питание и школьное меню, помимо того, что оно должно соответствовать определенным требованиям, блюда должны быть вкусными и полезными. Необходимо проводить оценку пищевых потребностей детей, их вкусовых предпочтений, дальше, на основе данных, разрабатывать специализированную продукцию, кулинарные блюда для школьного питания. Сегодня порядка половины еды, к сожалению, выбрасывается, потому что дети не едят.
- Куда можно пожаловаться, если ситуация с питанием не очень хорошая?
Елена Симоненко: Вопросы качества специализированных пищевых продуктов, вопросы контроля относятся к компетенции органов Роспотребнадзора.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: