Яйца подорожали в Казахстане. Цена на продукт подскочила в два раза с начала года, а производство сократилось. Что привело к кризису, выяснила корреспондент «МИР 24» Асель Русалиева.
Лотки по три десятка в магазинах теперь популярностью не пользуются. Покупатели берут упаковки по 10 яиц. Дорого. Цена за десяток в столице достигла $1,5. Одни перешли с категории премиум на вторую. Другие исключили диетический продукт из семейного меню.
«Если сравнивать с предыдущим периодом прошлого года, практически в полтора раза снизилось потребление. За счет того, что люди начали покупать меньше яиц», – объяснил директор сети маркетов Ойрат Сураганов.
Местные власти придумали выход – помогают сдерживать цены.
«Одному оператору выделяются бюджетные средства. Он закупает или сам доставляет в городские объекты товары первой необходимости, социально значимые товары и продает их по ценам ниже рыночных», – заявил руководитель отдела развития торговли и сферы услуг акимата Нур-Султана Руслан Идрисов.
Но такой поддержки крайне мало, говорят владельцы торговых точек. Цену все равно диктует производитель. Отказаться от законной надбавки 15% – себе в убыток.
«Надбавка у нас идет – это работа холодильного оборудования, персонала, хранения, внутрисетевая логистика, оплата аренды помещения», – отметил Ойрат Сураганов.
Казахстанских птицеводов подкосил птичий грипп. Фабрики потеряли два миллиона кур. Производители недополучили миллиард яиц. Максиму Божко пришлось закрыть одно из предприятий в Аркалыке. Зараженным оказалось почти все куриное поголовье. Теперь пытается его восстановить.
«Для этого потребуется целый год. На фабрике нужно сделать три оборота, чтобы восстановить все поголовье кур-несушек. То есть мы вернемся к старым объемам производства только к 2022 году», – заявил руководитель Ассоциации яичных производителей Казахстана Максим Божко.
Кризис яичного бизнеса в стране начался еще до эпидемии, говорят фермеры. 10 лет птицеводы получали от государства субсидии. Полцента за каждое яйцо. В прошлом году выплаты уменьшили.
«В целях оптимизации мер государственной поддержки предусматривалось сокращение или исключение господдержки по тем позициям, по которым имеется уровень самообеспеченности. К примеру, это говядина и яйцо. Однако в связи со сложившейся ситуацией с пандемией производство яйца сохранено, но норматив субсидий был снижен в два раза», – сказала главный эксперт департамента министерства сельского хозяйства Казахстана Зауре Хамитова.
Ударил по яичной отрасли и резкий скачок цен на корма. Значительно подорожали пшеница, кукуруза и соя.
«Где-то был неурожай, где-то нарушились логистические цепочки. Если летом 2020 года мы покупали соевый шрот по цене 200 тысяч тенге за тонну, то сегодня он стоит уже 300 тысяч тенге», – подчеркнул Максим Божко.
Кривая цен, ожидают в Минсельхозе, поползет вниз весной, когда на птицефабриках восстановят поголовье. Кур-несушек уже закупили. А птицеводы прогнозов боятся. Просят вернуть прежние субсидии и создать кормовой фонд.
Читайте также: