15:12 18/02/2021

«Мягкий» Женя Лукашин: каким был Андрей Мягков – актер, художник и автор детективов

ТАСС

Советский и российский актер театра и кино, Народный артист РСФСР Андрей Мягков скончался в четверг, 18 февраля, в возрасте 82 лет. Печальную новость сообщило РИА Новости со ссылкой на МХТ имени Чехова. Причина и обстоятельства смерти пока не раскрываются, как и дата и место похорон.

Андрей Мягков был и остается любимым актером миллионов советских и российских зрителей. Фразы его персонажей всегда быстро расходились на цитаты, а разнообразие образов поражало: Мягков с равной легкостью перевоплощался в светлого, по-детски наивного Женю Лукашина, неуверенного и неуклюжего Новосельцева и мелочного, честолюбивого Карандышева. При этом в каждом из его героев – пусть даже отрицательных – чувствовалась та уникальная, неповторимая искра его собственной внутренней теплоты, которая заставляла сопереживать даже отъявленным злодеям (которых, впрочем, в карьере Мягкова было не много). Помимо кино и театра, большое место в его жизни занимали литература и живопись. Но о том, что Мягков – талантливый писатель и художник, мало кому известно – он никогда не любил публичности и старался не выставлять свою жизнь напоказ.

Сегодня мы вместе со всей страной скорбим об утрате Андрея Васильевича и вспоминаем, каким он был в жизни и на сцене.

Театр «Современник».Актеры Евгений Евстигнеев (слева) в роли Сатина и Андрей Мягков в роли Барона в сцене из спектакля «На дне» по пьесе А.М.Горького. Фото Михаила Строкова /Фотохроника ТАСС

Из института пластмасс – к массам народным

Будущий актер родился 8 июля 1938 года в Ленинграде в интеллигентной семье. Его отец, Василий Дмитриевич, был кандидатом технических наук и работал в Ленинградском полиграфическом техникуме – был заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Мать, Зинаида Александровна, трудилась в тот же техникуме инженером-механиком. В семье было двое детей – Андрей и его сестра Татьяна.

С детства мальчика тянуло к техническим наукам, и он имел все шансы пойти по стопам родителей. Но в старших классах Мягков неожиданно для себя увлекся театром. Он стал посещать драматический кружок, где его талант быстро заметили, и вскоре он уже играл главные роли в спектаклях.

Но связывать свою жизнь с актерской профессией юноша не спешил. Окончив школу, Андрей по настоянию отца поступил в Ленинградский химико-технологический институт, а после его окончания отправился работать в Институт пластических масс.

Впрочем, театр Мягков не забросил. Однажды после любительского спектакля «Лесная песня», в котором он участвовал, к нему подошел один из педагогов Школы-студии МХАТ. Игра молодого актера настолько его впечатлила, что он предложил ему продемонстрировать свой талант приемной комиссии актерского факультета. Мягков сперва растерялся, но долго уговаривать его не пришлось. В итоге юноша с легкостью сдал вступительный экзамен и попал на курс к легенде советского кинематографа – актеру Василию Маркову.

После окончания театрального Мягкову не пришлось долго слоняться по театрам в поисках работы – молодого актера практически сразу приняли в московский «Современник». Буквально с порога ему досталась главную роль: Мягков сыграл дядюшку в пьесе «Дядюшкин сон» по Достоевскому. Но на этом череда его удач только начиналась: среди зрителей на премьере оказался режиссер Элем Климов. Их встреча оказалась судьбоносной: впечатленный игрой Мягкова, Климов тут же предложил ему сыграть главную роль в своем фильме «Похождения зубного врача». Так почти одновременно с театром Андрей Мягков дебютировал в кино.

Достаточно «мягкий» для Лукашина

Премьера фильма состоялась в 1965 году, но роль зубного врача Сергея Чеснокова не принесла Мягкову большой славы, поэтому после этого в его кинокарьере наступил затяжной перерыв. Зато актер сосредоточился на работе в театре: на сцене «Современника» он сыграл Барона в драме Горького «На дне», Редедю в пьесе «Балалайкин и К» по мотивам сатиры Салтыкова-Щедрина, Адуева в «Обыкновенной истории» по Гончарову и много других интересных ролей.

И только в 1968 году актер вновь вернулся на съемочную площадку. Его первой действительно серьезной и значимой ролью в кино стала роль Алеши Карамазова в фильме «Братья Карамазовы» режиссера Ивана Пырьева. Следом были фильмы «Старый дом» (1969), «Серебряные трубы» (1971), «Гроссмейстер» (1972), «Надежда» (1973), «Моя судьба» (1974), «Страх высоты» (1975) – предложения сыпались на Мягкова одно за другим.

Но настоящая слава пришла к актеру после выхода на экраны знаменитой новогодней комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» Сегодня нам невозможно представить в образе Жени Лукашина кого-то другого, кроме Андрея Мягкова, но к его кандидатуре Рязанов обратился далеко не сразу. Первоначально он рассматривал на эту роль Олега Даля, но пробы показали, что для Лукашина Даль недостаточно мягок. На роль незадачливого хирурга пробовались и другие известные актеры – Андрей Миронов, Станислав Любшин, Петр Вельяминов. Но и их режиссер забраковал.

В конце концов на помощь пришла ассистентка Рязанова, уже давно знакомая с Мягковым. По внешним параметрам Мягков подходил идеально: Лукашин задумывался как невысокий, щуплого телосложения интеллигент – рост актера составлял всего 175 сантиметров при весе 75 килограмм. Но Рязанова пугало серьезное драматическое прошлое артиста: как он справится с комедийным жанром? Впрочем, все сомнения развеялись после первого же пробного дубля. Рязанов понял: перед ним – его Лукашин.

На киностудии «Мосфильм» режиссер Эльдар Рязанов снимает сатирическую комедию «Гараж». На снимке: актеры Георгий Бурков, Светлана Немоляева и Андрей Мягков (слева направо) на съемках фильма. Фото Николая Малышева /Фотохроника ТАСС

«Ирония судьбы» была впервые показана на телеэкранах 1 января 1976 года. Фильм собрал в одном кадре таких потрясающих артистов, как Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт, Барбара Брыльска, Лия Ахеджакова, Валентина Талызина, Александр Белявский и многих других. Казалось бы, еще не очень примелькавшийся в кадре Мягков рисковал затеряться среди такой звездной компании. Но вышло совсем наоборот: все внимание зрителей оказалось направлено на Женю Лукашина – очаровательного и смешного, временами неуклюжего, но при этом доброго, рассудительного и романтичного. После выхода картины о Мягкове заговорила вся страна: почтовый ящик актера стал ломиться от писем восторженных поклонниц, а режиссеры стали предлагать ему новые яркие роли. В 1976 году за роль Лукашина актер был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР, а годом позже – Государственной премии СССР.

Эльдар Рязанов тоже так полюбил работать с Мягковым, что на следующий же год после выхода «Иронии судьбы» снял его в своей новой картине – «Служебный роман». Этот фильм, как мы знаем, стал еще одной знаковой картиной в карьере Андрея Мягкова. Роль Анатолия Новосельцева принесла ему большую награду – Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Но, безусловно, главной наградой для артиста стала всенародная любовь зрителей.

Возвращение в театр

В 1977 году, после съемок в «Служебном романе», Мягков вернулся на сцену театра – из «Современника» он перешел в МХТ им. А.П. Чехова. Здесь актер сыграл множество значимых ролей: он был занят в спектаклях «Чайка», «Дядя Ваня» и «Три сестры» по Чехову, «Горе от ума» по Грибоедову, «Борис Годунов» по исторической драме Пушкина и многих других. В 1981 году за многолетнее служение в театре Андрей Мягков был удостоен престижной театральной премии «Чайка», а в 1986 году получил звание Народного артиста РСФСР.

В 1980-х актер также продолжал сниматься в кино, однако это уже не были такие яркие роли, как прежде. И все же, зрителям запомнился его Карандышев в «Жестоком романсе» (1984) – одна из самых нетипичных для Мягкова ролей. Несмотря на то, что публика привыкла видеть актера в амплуа милых, простоватых интеллигентов и добродушных неисправимых романтиков, роль скользкого и мелкого во всех отношениях чиновника удалась ему на все сто процентов. Это лишний раз подтвердило талант и многоплановость Мягкова как актера.

В постсоветскую эпоху Андрей Мягков совсем мало появлялся как на экране, так и в театре. В 90-е годы он снялся всего в пяти фильмах, из которых наиболее заметными считаются «На Дерибасовской хорошая погода» и «Сказ про Федота-стрельца». В нулевых актер неожиданно для многих появился в сиквеле фильма «Ирония судьбы», вновь перевоплотившись в Евгения Лукашина. Однако продолжение картины зрители восприняли весьма прохладно, а большинство критиков и вовсе разгромили картину, обвинив создателей в дурновкусии и хайпе на ностальгии по хорошему советскому кино.

Последним фильмом в карьере Мягкова стала картина «Туман рассеивается» режиссера Владимира Крючкова. После этого актер больше в кино не снимался. Зато он нашел себя в преподавании: Андрей Васильевич стал педагогом школы-студии МХАТ. Так, много лет спустя Мягков вернулся в стены родной alma mater уже в качестве мэтра и наставника, готового поделиться накопленным опытом и знаниями с новым поколением молодых актеров.

Заслуженные артисты РСФСР Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков в сцене из кинофильма «Служебный роман» /Фото: ТАСС

Детективы для любимой

Женат Андрей Мягков был лишь однажды: с будущей супругой Анастасией Вознесенской они познакомились еще в студенческие годы. Девушка тоже училась в Школе-студии МХАТ и была на шесть лет младше актера. По его словам, это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Молодые люди решили не откладывать свадьбу и поженились, не дожидаясь выпуска. Андрей и Анастасия прожили в счастливом браке больше полувека, но детей так и не завели – все время отнимала работа.

Они вместе играли на сцене «Современника» и вместе перешли во МХАТ. Вознесенская так и не стала популярной актрисой и часто переживала из-за того, что находилась в тени мужа. Мягков, как мог, старался помочь жене. Он часто ставил режиссерам условие: в картине, куда его приглашали, просил снять и Анастасию. Кстати, один раз из-за этого ему отказали в роли Нестора Петровича в фильме «Большая перемена»: Мягков хотел, чтобы учительницу Светлану Афанасьевну сыграла его супруга, но режиссер картины Алексей Коренев отказался и отдал эту роль Наталии Богуновой.

Чтобы развлечь жену, Мягков засел за романы, и они оказались на редкость удачными. Труды актера оценила не только супруга, но и издатели. Он написал три детектива, а одна из его книг – «Сивый мерин» – даже была экранизирована.

Еще одной страстью Андрея Мягкова на протяжении многих лет была живопись. Больше всего его привлекал жанр портрета. На своих картинах Мягков изображал и вымышленных персонажей, и известных людей – Галину Волчек, Михаила Горбачева и многих других. Некоторые полотна артиста в настоящее время находятся в частных коллекциях.

В 2009 году у Мягкова начались проблемы с сердцем, ему была сделана сложная операция в Германии. В 2017 году состояние актера снова ухудшилось, его госпитализировали. В последние годы Андрей Мягков почти не давал интервью: он всегда избегал публичности, предпочитая светским раутам тихие домашние вечера в компании любимой жены.

Артисты Барбара Брыльска и Андрей Мягков. Фотохроника ТАСС

Редакция «МИР 24» скорбит об утрате и выражает глубочайшие соболезнования всем родным, близким и поклонникам творчества Андрея Мягкова. Светлая память.