Российским аграриям не хватает иностранных рабочих рук. Минсельхоз обратился с просьбой к правительству посодействовать возвращению мигрантов на сезонные работы, поскольку из-за ограничений на въезд в Россию не хватает рабочих рук – порядка 40 тысяч человек. Почему россияне не занимают эти вакансии, на какую зарплату могут претендовать низкоквалифицированные кадры и как выйти из ситуации, телеканалу «МИР 24» рассказал президент Ассоциации «Теплицы России» Алексей Ситников.
- Действительно ли не хватает 40 тысяч специалистов?
Алексей Ситников: Действительно, сегодня товаропроизводители испытывают трудности с привлечением низкоквалифицированной рабочей силы, без которой встает основная сельхозработа – начиная с посева, посадки, уборки урожая.
Несмотря на то, что разрешили оставаться многим иностранным работникам больше положенного срока (до этого был год отведен на возможность работать постоянно), они остались, но хочется уехать домой, они уезжали, а обратно вернуться не могут. Сегодня цифра даже больше. Изначально региональные министерства, крупные сельхозпроизводители заявляли цифру порядка 100 тысяч человек дефицит, но большая работа была проведена по взаимодействию со службами занятости, с региональными министерствами и департаментами сельского хозяйства, рекрутинг проходил с точки зрения привлечения работников из других регионов России. Но, тем не менее, дефицит есть на уровне 40 – 50 тысяч человек.
- Географически где дефицит наблюдается?
Алексей Ситников: Астраханская, Волгоградская области, Московская – потому что Москва, как большой пылесос, высасывает все кадры, поэтому три региона с наибольшей потребностью. Но и в других областях проблема с кадрами есть.
В нашей Ассоциации реализованы крупные инвестиционные проекты в Калужской, Липецкой областях, в Ставропольском крае. Несмотря на высокий уровень оплаты труда, высокую культуру труда, потому что современные технологии, защищенные грунты – это регулируемая, достаточно комфортная среда, тем не менее, тепличные комбинаты испытывают большие проблемы с овощеводами.
- Россияне не торопятся занять вакансии с зарплатами 35 – 45 тысяч рублей. На каких должностях работали мигранты?
Алексей Ситников: Это овощеводы, люди, которые занимаются непосредственно с растениями, занимаются их посадкой, формированием, сбором урожая, если говорить о защищенном грунте. В полеводстве – это посадка овощных культур в открытом грунте, уборка, иностранные работники используются в животноводстве.
Во многих тепличных хозяйствах минимальная заработная плата для человека без квалификации – от 30 тысяч, а средний уровень оплаты труда овощевода в тепличном комбинате варьируется от 35 до 50 тысяч рублей. На эту зарплату россияне не спешат идти, ждут что-то новое, выплаты – существенное увеличение пособия по безработице, выплаты на детей. В сумме безработная женщина с двумя детьми уже получает 20 тысяч, сидя дома. На одном из предприятий кадровая служба порядка 450 человек обзвонила безработных вместе со службой занятости, и ни один не пошел работать на уровень оплаты труда от 30 тысяч рублей.
- Многие процессы автоматизированы и роботизированы. В аграрной отрасли это труднее сделать?
Алексей Ситников: Есть опытные образцы робота, собирающего огурцы или томаты, но нет системности расположения плода на растении, нет системности в размере, даже стандарты подразумевают вариативность и длины огурца, и его толщины, если мы говорим об огурце; у томата – диаметр, цвет, форма. Ассортимент на полках магазинов большой – это все пока систематизировать невозможно, пока роботы не будут обладать реальным искусственным интеллектом.
Либо на формировании – побег может быть 20 см, 10 см, его нужно убрать на два или три листа, а лист может быть от пятикопеечной монеты до листа формата А4 у огурца, поэтому такое разнообразие сегодня не позволяет автоматизировать процесс ухода и сбора урожая. При выращивании салата есть современные инновационные комплексы, в которых практически все – от посева до уборки урожая – автоматизировано, только оператор, следящий за качеством работы роботизированного комплекса, автоматизация идет при доении и уходе за животными на фермах, оборудованных роботами. На огурцах, томатах, перцах, баклажанах, если говорить о защищенном грунте, к сожалению, автоматизация только сегодня сосредоточена на создании оптимальных условий микроклимата, полива, подкормки. С уходом за растениями, со сбором урожая сегодня без человека не обойтись.
- Минсельхоз на фоне пандемии сделал заявление, что к следующему году будет постепенно сокращать количество мигрантов на сезонных работах в пользу российских специалистов. Речь идет о студентах профессиональных училищ, вузов. Сейчас что мешает использовать студентов?
Алексей Ситников: Сегодня студенты активно вовлекаются в трудовую деятельность в Костромской области. Стройотряд «Агропрорыв» из года в год трудится в тепличном комбинате местном. Задача студентов – это образование, а процесс производства овощей непрерывный, где на выходные можно прерываться, но, тем не менее, это требует постоянного присутствия в теплице. Есть опыт привлечения студентов на массовые работы по уборке растений, по посадке, подвязке, когда надо в короткий срок сделать большой объем работы, здесь студенты помогают и школьники.
- Если говорить не о тепличных культурах, а об открытом грунте, где как раз сезонные работы, где основная масса работы приходится на лето, когда у студентов каникулы?
Алексей Ситников: За зачет и прохождение практики можно привлекать студентов, прежде всего, аграрных вузов, но их сейчас учится не так много, и на уборке в открытом грунте в свое время мы школьников привлекали. Но сегодня попробуйте ребенка заставить класс убрать? Возмущению родителей не будет конца и края. К сожалению, мы, говоря о профобразовании, о привлечение ребенка к труду сталкиваемся с непониманием родителей, которые считают, что их детей эксплуатируют, а на самом деле это трудовое воспитание.
- Придется ли аграрным предприятиям менять условия труда, улучшать, что- то делать, чтобы привлечь российских специалистов?
Алексей Ситников: Работа идет очень интенсивно: по многим предприятиям закончена аттестация рабочих мест, которые предусматривают дополнительные выплаты за вредные условия. Сегодня внедряются семимильными шагами новые технологии в полеводстве, защищенном грунте, животноводстве. Труд рабочего, не требующий квалификации, с одной стороны, практически чуть ли не в белом халате. В этом направлении работодатели проводят определенные изменения, но урожай поспевает сегодня и, конечно, через два года, наверное, ситуация улучшится, но сегодня для того, чтобы нам накормить нашу страну качественными, вкусными продуктами, без помощи наших бывших соплеменников по СССР не обойтись. Мы их ждем на работу.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: