В базе Санкт-Петербургской академии художеств имени И.Е. Репина – 600 моделей. Это – натурщики. Час работы – 130 рублей. Обнаженная натура оценивается дороже – 200 рублей. Но учиться рисовать человеческое тело будущие художники должны только с натуры. В зависимости от целей, можно найти любой типаж. Женщины и мужчины, молодые и пенсионеры, полные и худые. К своей работе каждый относится серьезно. Опытный натурщик знает, как тяжело иногда ничего не делать, но все равно любит свою работу.
В XIX веке в классические академии Парижа, Вены и Петербурга отбор в натурщики был жесточайший. Проходили только кандидаты с идеальной фигурой, и платили им уже тогда соответственно. Чаще всего золотом, иногда даже больше, чем преподавателям.
Антон Кабаков позирует уже 5 лет. Как и многие, он пришел сюда студентом. Сам заканчивал учиться, нужны были деньги. Узнал, что в Академии ищут натурщиков. Теперь его лицо – на сотнях картин. Парень уже умеет профессионально не двигаться. Говорит, в первую очередь, надо размяться.
«В основном разминка подразумевает под собой растяжки и какие-то легкие, разогревающие упражнения. Махи ногами, руками. Обычная разминка, как на уроке физкультуры», – рассказывает натурщик Антон Кабаков.
Позировать приходится по несколько часов. 45 минут работаешь, 15 минут отдыхаешь. Во время перерыва, говорит натурщик, важно как можно больше ходить, чтобы в будущем не возникло проблем с кровообращением. Если хочешь оставаться в профессии – надо держать себя в форме. Бывают тут такие задачи, которые осилит не каждый.
«Меня направили в мастерскую, чтобы подменить другого натурщика, который отказался позировать. Там была очень сложная сидящая закрученная поза. Натурщик сидел на стуле, который стоял на ящиках, которые стояли на движущемся подиуме», – говорит натурщик.
Но за это и полюбил свою работу. Здесь, признается Антон, он укрепляет тело и развивает волю.
Натурщика Игоря Миронова знают все в академии. Ему 57, из них 6 лет мужчина позирует. По образованию – режиссер массовых мероприятий, по призванию – поэт. На этой работе сочинять можно сколько угодно.
«Ты можешь погружаться в свои мысли и записывать их. Можно с диктофона это делать. Это позволяет тебе те поймать те поэтические строчки, а потом уже начинать их обрабатывать», – рассказывает натурщик Игорь Миронов.
Самые удачные стихи читает вслух. Говорит, помогает взбодриться и студентам, и ему.
«Пара начинается в 9.30 утра, отчаянно хочется спать. Ну, они не могут рисовать спящих, толкают: «Не спать, не спать!» . Поэтому надо что-то делать, а что можешь делать сидя на стуле? Вот я и придумал», – говорит Игорь Миронов.
У натурщиков все официально – договор с мастерской, почасовая оплата. Но все равно, желающих не много, моделей не хватает. Чтобы помочь академии, Игорь придумал проект «поэты для портретов».
«Мастерской первого курса надо было голых рисовать, а денег у них не было. А поэту важно, чтобы были слушатели. И мы это соединили. Поэты стали приходить, читать свои стихи, а художники рисовать их. Все довольны», – говорит натурщик.
Он был уже и Архимедом, и Сократом, и даже держал Землю в образе Атланта. Богатый опыт работы научил – нужно наладить контакт с тем, кто тебя рисует или лепит. Иногда Игорь может даже помочь автору.
«Я же привык себя видеть и таким, и сяким. И кривоногим уродцем себя видел. А бывает, понимаешь, что работа хорошая, но слегка там что-то не так. И ты можешь сказать осторожно и мягко конечно: «Мое дело со стороны, но вот здесь меня что-то настораживает, проверь пропорции…» – говорит Игорь Миронов.
На подиуме перед студентами становишься ответственнее, считает мужчина. На каждый проект по учебной программе отведено определенное время. И если модель не опаздывает, позирует столько, сколько с ним договаривались – растет качество картин и мастерство учеников.
Татьяне Николаевне – 71 год, у нее 5 внуков. Но это не мешает вдохновлять целую аудиторию. Художников из-за разницы в возрасте называет «детки мои». Для них она не просто живой манекен. Когда позирует, подбадривает самых старательных.
«Те ребята, которых я когда-то хвалила, теперь все педагоги. Они ходили сверхурочно писать там, где я еще позировала. Это ребята, которые постоянно стремятся совершенствоваться!» – говорит натурщица Татьяна.
По другую сторону мольберта – первокурсница Софья Стяжкина. Уже знает, что научиться рисовать человека можно только с натуры. Художник должен понимать, как работают мышцы. Как они выглядят, когда напряжены или расслаблены.
«Натура слегка двигается. Если суметь наработать навык, когда ты сможешь легко передать характер, движения в своей работе, то этого много стоит», – рассказывает студентка Академии художеств имени Ильи Репина Софья Стяжкина.
Но признается, сама позировать не смогла бы. Просто не высидит столько времени. Эту профессию считает очень сложной.
Большинство натурщиков в академии – люди творческие. Музыканты, актеры, писатели. Кто-то ушел на пенсию, кому-то не удалось реализоваться в своем ремесле. Но они не оставили искусство и хотя бы 40 часов в неделю помогают ему как могут.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет