Японские ученые обнаружили, как остановить «стареющие клетки». Они заявили, что для этого подобрано эффективное лекарство. Как остановить старение организма и обхитрить генетику, телеканалу «МИР 24» рассказал заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины Академии постдипломного образования ФНКЦ ФМБА России Андрей Ильницкий.
- Что такое «стареющие клетки»?
Андрей Ильницкий: Есть новая наука сенолитика, которой несколько лет. Это наука о «стареющих клетках». Их образно называют хорошими гражданами, но плохими соседями, потому что они выделяют особые вещества – селекторный фенотип, связанный со старением. Эти вещества отрицательно влияют на окружающие клетки, вызывают болезни, связанные с возрастом, например, онкологические заболевания или сердечно-сосудистую патологию. Появляются даже особые вещества – сенолитики, это в перспективе лекарственные препараты, которые могут влиять на «стареющие клетки».
- Ученые называют эти клетки «клетками зомби». Они говорят, что их можно спасти с помощью особого фермента. Это открытие насколько важное?
Андрей Ильницкий: Это важно, потому что это изучение биологии старения. Человек – понятие гораздо более сложное, чем просто культура клеток. Это очень большой путь от похождения гипотезы или препарата, который показал определенную эффективность на культуре клеток, тканей, до внедрения его в клиническую практику. Да, это определенный вклад в развитие сенолитики, в появление лекарств, которые будут влиять на биологический возраст человека. Это пока еще в будущем.
Сейчас возрасту уделяется большое значение, это мать очень многих болезней. Бывает хронологический возраст – это то, сколько лет человеку по паспорту. Но в любом возрасте можно быть абсолютно здоровым, иметь определенные отклонения от того, что бывает в молодости, но для возрастного человека это – норма. А бывает биологический возраст – это то, сколько человеку лет на самом деле. Эти возрасты могут не совпадать. У очень многих людей биологический возраст опережает хронологический, потому что есть определенные заболевания.
В США зарегистрирован препарат «метформин». Было такое исследование, оно проводилось пять лет. Оказалось, что у пациентов с сахарным диабетом (а это показание для назначения метформина), которые принимали этот препарат, у них снижалась частота развития болезней, которые считаются возрастными – например, деменция или болезни сердечно-сосудистой системы.
В этом направлении движется наука. Возраст человека расценивается как очень важный фактор профилактики заболеваний. Мы готовим книгу «Менеджмент биологического возраста» – то, как можно повлиять на то, чтобы биологический возраст не опережал хронологический.
- Всегда искали лекарство для долгой жизни. В каком направлении сейчас движется наука?
Андрей Ильницкий: Наука движется в сторону реализма. У ВОЗ есть два проекта, один из них, когда в возрасте 65+ все, кто сталкивается с пациентом, должны раз в полгода определять у него самые первые проявления функциональных дефицитов. Если человек плохо слышит или видит, это нужно корректировать. Если, например, плохие очки, то в головной мозг поступает меньше информации, и у человека снижается память, потому что наш мозг – как мышца. Пока мы ходим в спортзал, мышцы сильные. Если мы что-то недовидим, недослышим, недопоймем или плохо передвигаемся, значит, меньше встретим информации на своем пути, это приводит к развитию деменции.
А второй проект – как раз то, о чем мы разговариваем. Появляется все больше экспериментов на культуре клеток, на лабораторных животных, у которых обнаруживается роль тех или иных ингредиентов, препаратов, которые могут влиять на стареющие клетки, которые могут влиять на заболевания, связанные с возрастом. Проект рассчитан на то, чтобы создать алгоритм продвижения этих средств до клинической практики.
- Есть наследственные болезни, которые тоже влияют на биологический возраст человека. Генетику можно обхитрить?
Андрей Ильницкий: Это лотерея, потому что определенный процент в развитии заболеваний – это генетика. Есть американский биогеронтолог Дэвид Синклер, у него есть хорошее высказывание: «ДНК – это не судьба». Оказывается, у нас есть хорошие и плохие гены. Они могут включаться или выключаться. Это делается посредством эпигенетической регуляции. Если правильно питаться (побольше овощей и фруктов), если правильно двигаться (больше 150 минут в неделю), если общаться с позитивными людьми, это приводит к тому, что включаются положительные гены, и человек становится более защищенным от воспалений, от стресса – это приводит к большей продолжительности жизни. Многое зависит от образа жизни.
- Какую роль в продлении жизни является психологический настрой?
Андрей Ильницкий: Это очень важно. Люди стали жить дольше. Даже в нашей стране двадцать лет назад кто-то уходил из жизни в 65 лет, и говорили, что человек пожил, но мог бы еще. Сейчас это совсем молодой человек, которому жить и жить. Но в нашем обществе нет разговора о старости. Последняя треть жизни лишена целей. У нас все связано с биологией.
Например, у среднестатистической россиянки в 51 год последняя менструация, и потом она уже не может иметь детей, а жить еще долго. Для многих эти 25 – 30 лет немного лишены цели, в лучшем случае люди находят удовлетворение, общаясь с детьми. У некоторых есть дача, а полного спектра целей в жизни в этом возрасте уже нет. Считается чуть ли не предосудительным иметь любовь в этом возрасте, полюбить. Это то, над чем наше общество и культура должны работать.
Сейчас появляется все больше популярных книг о геронтологии, гериатрии, художественных книг. Это поиск смысла, целей в старости. Это очень важно.
- Есть ли продукты, которые отрицательно влияют на долголетие?
Андрей Ильницкий: Есть, например, алкоголь. Позиция ВОЗ заключается в том, что чем меньше, тем лучше. Плохо влияет красное мясо – это фактор риска онкологических новообразований. Плохо влияют животные жиры. Мне нравится говорить, что хорошо. В нашей лаборатории разработали специальную диету, которая помогает сопротивляться стрессу, болезням. В ее основе – много овощей и фруктов, свежих хрустящих овощей и фруктов. Во-вторых, мясо птицы. В-третьих, белок должен поступать преимущественно из растительных продуктов – орехи, каши, в которых еще и много клетчатки. Пищу нужно готовить на маслах растительного происхождения, важно употребление рыбы. Если нет возможности купить морскую рыбу, то хотя бы консервированную морскую или речную.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: