Россияне увидят свои покупки в личном кабинете на сайте ФНС. Зачем объединять данные о доходах, расходах и уплаченных налогах на одном сервисе, телеканалу «МИР 24» рассказал адвокат Виктор Андреев.
- Означает ли это, что теперь автоматически доходы будут сравнивать с расходами, с уплаченными налогами? Внимание налоговой к нестыковкам будет приковано в автоматическом режиме?
Виктор Андреев: В налоговом законодательстве и налоговой практике пока контроль расходов над доходами запрещен. Нельзя прийти к физлицу, сказать: мы видим, что ты потратил много денег, но мы не видим, как ты их заработал, поэтому выставляем тебе налог. Но такие большие данные, такая крупная агрегация сведений о тратах физического лица будут привлекать внимание налоговых органов в том случае, если будут серьезные расхождения.
- Вызовут человека в налоговую? Пришлют письма с вопросами? Или автоматический штраф придет?
Виктор Андреев: Автоматических штрафов не может быть. Сначала надо налоговому органу разобраться, что происходит, вдруг эти деньги были подарены близким родственником, тогда это необлагаемый доход, который объясняет расход. Точно, что количество вызовов в налоговый орган обычных физических лиц станет больше – для общения, для дачи пояснений налоговому органу.
- В налоговой говорят, что объединение этих данных позволит с помощью одной кнопки запустить процедуру получения имущественных и инвестиционных вычетов, и сроки возврата денег сократятся до полутора месяцев. Сейчас это как происходит?
Виктор Андреев: Сейчас это нельзя назвать автоматическим режимом, нельзя сказать, что это можно сделать по нажатию кнопки. Сейчас необходима подача налоговой декларации с указанием желания получить вычет, после этого следует камеральная проверка декларации, которая длится от двух до трех месяцев, и только после этого налогоплательщик может рассчитывать, что ему пришлют деньги.
Плюс надо собирать документы, которые подтверждают право на налоговый вычет, документы, подтверждающие расходы налогоплательщика. Обычно основным документом является чек (при отсутствии чека доказательства расходов нет), и этот этап предполагается сделать автоматизированным. Чеки налогоплательщику не нужно будет предоставлять в налоговый орган, и процесс будет быстрее.
- Вычет можно будет оформлять без 3-НДФЛ?
Виктор Андреев: Пока сложно сказать, потому что мы не имеем механизмов в законодательстве, но, если законодательство будет развиваться в сторону более быстрого и автоматического получения вычетов, возможно, мы придем к тому, что отдельной подачи налоговых деклараций не нужно будет.
- Какие вычеты сейчас можно получить?
Виктор Андреев: Благодаря вычету можно уменьшить доходы, в первую очередь, речь пойдет об имущественных налоговых вычетах. В ситуациях, когда вы понесли расходы на образование, на медицинские услуги, у нас грядут и вычеты за занятия спортом, думаю, что вычеты такого формата будет проще получить за счет агрегации данных и их хранения у ФНС.
У меня есть сомнения насчет инвестиционных вычетов, потому что там есть другой участник – брокер, все может быть немножко сложнее. Что касается социальных налоговых вычетов, которые за ребенка, в связи с какими-то обстоятельствами, возможно, будет какой-то другой упрощенный порядок, но пока его нет.
- В Госдуме на рассмотрении проект закона об упрощении порядка получения имущественных и инвестиционных вычетов по НДФЛ. Если и этот документ примут, можно будет нажать одну кнопку и вычет вернут?
Виктор Андреев: Не могут не идти в ногу друг с другом тот законопроект, о котором вы говорите, и новость про то, что ФНС будет агрегировать информацию о платежах, о чеках, о совершенных покупках. Конечно, одно без другого невозможно, потому что предоставлять вычет в автоматическом режиме даже тогда, когда под это будет законодательство, при отсутствии информации о ваших расходах невозможно. ФНС систематически об этом говорит, давно к этому идет, что она хочет сделать возможность получения имущественных налоговых вычетов настолько простой, насколько это можно. Рано или поздно мы придем к тому, что по нажатию кнопки, возможно, вы будете выбирать нужные чеки в списке, они автоматически будут передаваться в налоговый орган с вашим желанием получить вычет в виде галочки на интернет-странице в своем личном кабинете, и на этом все.
- Объединение данных не будет исключительно инструментом налоговой дисциплины для граждан?
Виктор Андреев: Хочется верить, что помимо стимулирования налоговой дисциплины граждане получат и упрощение какого-то порядка взаимодействия с налоговыми органами, потому что до сих пор он у большинства граждан вызывает определенные сложности.
- Некоторые покупки граждане предпочитают хранить в секрете не потому, что они скрывают налоги, информация о доходах не зря является конфиденциальной. Нет ли риска, что из личного кабинета налогоплательщика данные о покупках уплыть в сеть и оказаться не в тех руках?
Виктор Андреев: Безусловно. Вы обратили внимание на главный и спорный вопрос – хорошо или плохо, что государство агрегирует такие данные? В целом, оно хорошо, оно стимулирует налоговую дисциплины, помогает быстрее решать свои проблемы, но весь вопрос в сохранности этих данных. Если государство не сможет обеспечить стопроцентную гарантию сохранности данных, мы можем увидеть обратный эффект.
Если мы будем понимать, что информация о наших платежах может стать доступной мошенникам или неопределенному кругу лиц, то, безусловно, мы будем искать способы не предоставлять эту информацию в государственные органы, и здесь есть другой элемент – как бы люди снова не решили перейти к наличным расчетам.
Хочется верить, что ФНС – это серьезная организация, она сможет обеспечить стопроцентную гарантию сохранения этих данных в тайне, но до первого случая, когда они станут доступны помимо ФНС. Если такое случится, это сильно подорвет доверие граждан к этой системе.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: