7 марта исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося советского актера, народного артиста РСФСР Андрея Миронова. В России едва ли найдется человек, которому нужно объяснять, что значит для отечественного театра и кинематографа это имя. Талантом Андрея Миронова, его умением органично вживаться в любой образ от комического до глубоко трагического искренне восхищается не одно поколение зрителей
В честь дня рождения Андрея Миронова смотрите фильм «Двенадцать стульев» Марка Захарова в субботу, 6 марта, в 11:50 и комедию «Старики-разбойники» в воскресенье, 7 марта, в 10:15 на телеканале «МИР».
К юбилею великого мастера перевоплощения «МИР 24» рассказывает о его жизни и творчестве.
Родителями Андрея Миронова были знаменитые театральные актеры Мария Миронова и Александр Менакер. Они познакомились в 1939 году. Ему было 26 лет, ей – 29, оба к тому времени были уже успешными актерами и оба были не свободны. Миронова была замужем за кинооператором Михаилом Слуцким, а Менакер женат на ленинградской балерине Ирине Ласкари. Тем не менее роман, который начался между ними на гастролях в Ростове-на-Дону, изменил все в их жизни. Оба разорвали прежние отношения и скоро составили новую семью.
Андрей Миронов появился на свет 7 марта 1941 года. Однако в свидетельстве о его рождении родители записали другую дату – 8 марта. Это оказалось символичным: во взрослом возрасте актер стал любимцем женщин и всю жизнь был окружен поклонницами. Правда самой важной в его жизни навсегда осталась его знаменитая и взбалмошная мама: ходили слухи, что она разрушила не один роман сына. Будто бы именно она решала, на ком ему можно жениться.
В детстве Андрей, по его собственным воспоминаниям, не увлекался ничем, и в то же время всем сразу. Когда в 1945 году семья вернулась в Москву из Ташкента, где в эвакуации прошло ранее детство будущего актера, жизнь вошла в прежнюю колею. Пока родители репетировали и выступали, воспитанием мальчика занимались няня Анна Сергеевна и домработница Поля. Андрей Миронов (тогда еще носивший фамилию отца – Менакер) вспоминал о них с нежностью и юмором: благодаря няне в его лексиконе появились словечки «утойди», «овторник», «нонича» и «яешна» (так мальчик называл яичницу).
О родителях актер вспоминал так: «Благодаря им мне посчастливилось общаться с замечательными актерами театра, кино, эстрады. К нам частенько заходили Михаил Зощенко, Валентин Катаев, Борис Ефимов, Вера Марецкая, Фаина Раневская. Одним из самых близких друзей нашей семьи был Леонид Осипович Утесов. Все мое детство было связано с ним, с его песнями».
Зиновий Герд рассказывал, как мальчишкой Андрей Миронов пародировал всех, кто собрался в их доме. Актер писал в своих воспоминаниях: «Мальчик Андрюша, совершенно не стесняясь, изобразил всех гостей. Всех и меня самого. Было страшно похоже. И я понял – это будет актер».
В 1948 году Андрей пошел в первый класс. Однако к третьему классу со звучной фамилией Менакер, которую мальчик носил в детстве, пришлось расстаться и сменить ее на материнскую – Миронов. Дело в том, что с конца 1940-х годов в СССР развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом», имевшая антисемитский характер. И родители решили, что с русской фамилией мальчику будет проще жить, учиться и работать.
Почти каждое лето Андрей Миронов отдыхал с родителями в Доме отдыха Художественного театра в Пестове. Туда приезжал и его старший брат по отцу Кирилл Ласкари. Их любимым развлечением было изображать джаз-банд: Кирилл играл на рояле, а Андрей Миронов – на чем попало. Инструменты были в основном ударные: то ведро, то крышки от кастрюль.
Свои первые роли Андрей Миронов сыграл на сцене школьного театра.
Исполняя роль немца фон Краузе в пьесе Симонова «Русские люди», мальчик перестарался. Вот как вспоминал об этом Миронов: «Кончилось тем, что я затмил всю партизанскую линию. Небольшая роль стала чуть ли не основной в сюжете пьесы. Партизаны все меркли рядом с моим разнузданным немцем».
Родители Миронова, сами выдающиеся актеры, не хотели, чтобы сын пошел по их стопам, а Андрей, мечтая о театре, страшно боялся их приговора, их профессиональной оценки.
Мать хотела, чтобы ее сын стал дипломатом, поэтому она рекомендовала ему поступить в МГИМО. Но тут он пошел против ее воли, хотя до этого авторитарной Мироновой всегда удавалось настоять на своем.
Когда родители уехали на гастроли, юноша тайком от них подал документы в Театральное училище имени Щукина. Поэтому так получилось, что никто из членов приемной комиссии не был предупрежден, что перед ними стоит отпрыск знаменитой актерской семьи. Но Андрей Миронов поступил и без протекции, несмотря на огромный конкурс. Правда так переволновался, что во время прослушивания у него пошла кровь из носа.
Порядки в Щукинском училище были строгие: студентам до окончания учебы запрещали даже думать о съемках! За нарушение этого правила в 1956 году из вуза даже отчислили актрису Татьяну Самойлову. Но для Миронова сделали исключение. За него заступились педагоги, ведь учился он на «отлично», да и талант студента был для всех очевиден. В 1961 году он дебютировал в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?».
Роль у него была небольшая, но режиссер сразу предложил молодому актеру придумать для его персонажа биографию, чтобы лучше вжиться в образ. С тех пор любой герой Миронова был «с историей». Для каждого актер тщательно выстраивал характер, выдумывал, как он рос и формировался. Благодаря этому, даже небольшие роли Миронова становились объемными, обрастали той жизнью, которая оставалась за кадром, но все равно читалась в их образах.
В 1962 году Андрей Миронов с отличием окончил театральное училище. Конечно, он мечтал играть в Театре Вахтангова, поэтому и поступил в Щукинское училище при этом театре. Но туда его на работу не взяли. Об этой своей ошибке руководство театра позже горько жалело, много не раз приглашало актера, но к тому времени он уже был плотно занят в репертуаре Театра сатиры. В нем под руководством режиссера Валентина Плучека молодой актер профессионально вырос, получил свои первые, а потом и главные роли и проработал там всю свою жизнь.
Каждый спектакль с его участием был целым событием. Люди скупали билеты «на Миронова» как только открывались продажи. Он начал с роли Присыпкина в постановке пьесы Владимира Маяковского «Клоп», а скоро уже играл Дон Жуана в спектакле «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», Хлестакова в «Ревизоре», Чацкого в «Горе от ума».
Артист Андрей Миронов (в центре) в роли Олега Баяна в комедийном спектакле театра Сатиры «Клоп». Спектакль поставлен режиссером Валентином Плучеком по одноименной пьесе Владимира Маяковского. Фото Михаила Строкова /ТАСС
Очень популярным у зрителей стал спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» с Андреем Мироновым в главной роли. Спектакль записали и для телевидения, благодаря чему его увидела вся страна. Вот как вспоминала эту постановку актриса Татьяна Егорова: «На фоне серой жизни советского народа на сцене Театра сатиры вызывающе благоухали розы. А два актера – Миронов и Гафт, облаченные в великолепные костюмы, блестяще разыгрывали на сцене вечную тему: Власть и Художник, Талант и Бездарность».
Сейчас не многие помнят об этом, но Андрей Миронов выступал и в качестве режиссера. Среди его работ спектакли «Маленькие комедии большого дома», «Феномены», «Прощай, конферансье», «Бешеные деньги» и другие. Однако всесоюзную славу принес Андрею Миронову все же кинематограф.
Первую главную роль Миронов получил в комедии Генриха Оганесяна «Три плюс два». Режиссер предпочел его Никите Михалкову, который тоже пробовался на эту роль. Молодежная комедия стала одним из лидеров советского кинопроката. После нее советская молодежь полюбила отдыхать на Черном море, причем «дикарями», как и герои киноленты, чтобы окунуться в бесшабашную романтику и юный задор такого отдыха.
В 1965 году Эльдар Рязанов пригласил его в свою картину «Берегись автомобиля», где Миронов сыграл роль прохвоста Димы Семицветова. Она была признана критиками одной из лучших в картине.
В 1967 году актер снялся в поистине звездной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Фильм стал невероятно популярным в СССР. Как и многие другие киноленты с участием Андрея Миронова, он вошел в золотой фонд отечественного кинематографа. Вот что писал об игре актера критик Константин Рудницкий:
«Миронов вносит в кинокомедию особый, театральный привкус актерской импровизации. Не покидает ощущение только что, сию минуту найденной актером позы, внезапного «сбоя» уверенной походки, вдруг озадаченного моргания глаз, вдруг плаксивого выражения лица, вдруг угаданной смены интонаций. Весь «фокус» Миронова состоит именно в том, что идеальная чистота линий и безукоризненное благородство внешней формы сохраняют у него свежесть сиюминутной находки, внезапность актерской шалости, непринужденность озарения, простоту и легкость случайной догадки».
В 1970 х вышло несколько картин с участием актера, и каждую зрители ждали с нетерпением. А у режиссеров Андрей Миронов был буквально нарасхват. Сперва он снялся в героико-приключенческом фильме Владимира Бычкова «Достояние республики», потом в двух фильмах Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев и России».
Съемки кинофильма «Победа» по мотивам одноименного романа Александра Чаковского. Слева направо: актеры Андрей Миронов, Александр Михайлов и Евгений Матвеев во время съемок. Фото Николая Малышева /ТАСС
Миронов блестяще сыграл также в двух музыкальных комедиях Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки», а затем – в картинах Марка Захарова «Двенадцать стульев» и «Обыкновенное чудо», и это далеко не весь список фильмов, в которых в 70-е годы прошлого века снялся Миронов.
Следующее десятилетие было не менее «урожайным» на съемки. И это несмотря на то, что Миронов продолжал активно выступать в театре и много гастролировал по всей стране. Он сыграл в фильмах «Крах операции «Террор», «Будьте моим мужем», «Сказка странствий», «Блондинка за углом», «Мой друг Иван Лапшин» и многих других. Последней работой Андрея Миронова в кино стала роль мистера Феста в картине Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», в чем-то знаковая.
Это может показаться удивительным, но при всем блестящем успехе в театре и кино, Андрей Миронов не был вполне доволен своей актерской судьбой. Он был очень требователен к себе. По мнению актера, ему так и не досталась по-настоящему мощная драматическая роль, которая могла бы стать главной ролью его жизни. Он всегда хотел большего.
Хотя зрители с этим наверняка бы поспорили: Андрей Миронов был и остается одним из самых любимых отечественных актеров, которого до сих пор помнят и которым восхищаются миллионы. Он обладал невероятной актерской магией и заставлял, не отрываясь, следить за своим героем, как только оказывался в кадре или на подмостках.
Но баловнем судьбы Андрей Миронов никогда не был. Хотя многим он и казался таким: актер был очень востребован и в театре, и в кино, он бесспорно принадлежал к звездам первой величины. Он был обеспеченным человеком: у него чуть ли не у первого среди советских актеров появилась собственная иномарка. А поклонницы буквально охотились за ним, причем среди них были и первые красавицы, и талантливые актрисы, и представительницы богемы.
Но легкой жизнь актера не назовешь. Он всегда ставил под сомнение собственную успешность и всегда очень много работал над каждой ролью. Страстный и самоотверженный, послушный воле режиссера, он тем не менее всегда был готов включиться на равных в создание киношедевра. И погружался с головой в стихию импровизации, если на то была воля создателя фильма. А если нет, то оказывался вдруг образцом актерского прилежания..
Вот что написал актер Вениамин Смехов, снимавшийся вместе с ним в «Сказке странствий» у режиссера Александра Митты: «Андрей неутомимо послушен мучителю Александру Наумовичу. На площадке почти не заметен стаж его популярности, он умеет беречь в себе стартовое, дебютное самочувствие. Любит, можно сказать, быть учеником. Это не всегда удается, но я с удовольствием замечаю исполнительское достоинство и моментальную отзывчивость в репетициях к съемке. А уж когда объявлен «мотор» тут у Андрея точность без изъяна. Ни на долю секунды, ни на полвершка вправо, ни на полтона ниже – ни в чем не отступит от просьбы режиссера. Он впервые у Митты, он привык к другому режиму, его природа пропитана духом импровизации, но он послушен воле режиссера. В этом и достоинство профессии».
А еще во многих фильмах Андрей Миронов пел, и эти песни становились великолепными музыкальными номерами, которые жили потом отдельно от кино. В 1978 году вышла его первая грампластинка «Поет Андрей Миронов». Но за всеми этими легкими и виртуозными номерами стоял тяжелый труд. Ведь сам актер не раз признавался, что на самом деле он не умеет петь! У него не было музыкального слуха. Он плохо управлял голосом и фальшивил. Каждая песня в его исполнении – это вызов самому себе и результат многочасового труда. Но каков результат! Зрители большой страны знали эти песни наизусть и с удовольствием их распевали.
Жизнь Андрея Миронова окончилась на театральных подмостках. Находясь вместе с труппой театра на гастролях в Риге, 46-летний актер не доиграл всего несколько минут до финала спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Он покачнулся и потерял сознание. Партнеры по сцене подхватили его, срочно вызвали «скорую помощь», но в сознание Андрей Миронов больше не пришел.
Как выяснилось, у молодого и активного актера произошло обширное кровоизлияние в мозг и разрыв сосудов головного мозга. Не помогли ни срочные реанимационные мероприятия, ни то, что руководил ими московский нейрохирург Эдуард Кандель, один из лучших врачей страны. Утром 16 августа 1987 года Андрея Миронова не стало.
В этот день он должен был выйти на сцену театра в городе Шяуляй. Билеты были раскуплены за месяц до выступления актера. Когда стало известно о его смерти, зрители выразили свою скорбь молчаливо и одновременно красноречиво: ни один билет на отмененный спектакль не был сдан в кассы театра.
Подробнее в сюжете: Новости кино