Всего одна буква в фамилии сыграла роковую роль в жизни сельского учителя. В Свердловской области педагог не получил господдержку на покупку собственного жилья из-за особенностей местной бюрократической системы. Как оказалось, списки претендентов составляются в алфавитном порядке. В ситуации от «А» до «Я» разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Игорь Мосунов.
«Эту квартиру я снимаю. Живем мы здесь вместе с котом», – рассказала учительница.
В Верхнее Дуброво Анастасия Юрташкина переехала из Екатеринбурга. Город на село учитель английского языка променяла с надеждой осуществить свою давнюю мечту – жить в собственной квартире недалеко от работы. Однако квоту на первоначальный взнос по местной жилищной программе Юрташкина не получила из-за фамилии – в прямом смысле.
«Я считаю, что да, эта ситуация очень абсурдна. Мы сейчас обсуждаем, что я с фамилией на «Ю» не могу получить свою квоту только потому, что меня каждый раз отправляют в конец алфавитного списка. С такой фамилией никогда не дождусь этой квоты», – посетовала педагог.
Молодой специалист собрала все необходимые документы и подала их в числе первых, но когда опубликовали итоговый список, нашла себя лишь под номером 79. Очередность изменилась после того, как фамилии заявителей расставили в алфавитном порядке. Эта ситуация оказалось до боли знакома местным учителям – случай с фамилиями в очереди на жилье не первый. Директор школы даже обеспокоена, что так село совсем останется без молодых специалистов.
«На сегодняшний день в нашей школе очень востребованы специальности «учитель английского языка», «учитель физики, математики». И мы очень ждем педагогов, которые хотят работать, у которых это хорошо получается, и очень жалеем, когда государство не может помочь нашим педагогам», – заверила директор Верхнедубровской средней общеобразовательной школы Юлия Медянцева.
Анастасия Юрташкина с фамильной дискриминацией мириться не стала. Сельский учитель обратился за помощью к местным и федеральным властям.
«В настоящее время прокуратура анализирует нормативно-правовой акт, согласно которому женщине отказали в поставке на учет. После этого будет дана правовая оценка, в том числе по соблюдению ее жилищных прав», – заявила старший помощник прокурора Свердловской области Марина Канатова.
В Министерстве образования Свердловской области не отрицают: денег на всех молодых специалистов не хватает, поэтому квоту на жилье получают лишь те, кто в начале списка. Остальным приходится подавать документы снова, но уже в следующем году. А вот формируются списки действительно противоречиво – согласно документам двух разных ведомств.
«Ситуация же с изменением номера очереди возникла из-за противоречия в двух нормативных актах, которыми руководствуются ведомства. В министерстве образования и молодежной политики очередь по существующим правилам формируется исходя из хронологии подачи заявлений. Фонд жилищного строительства Свердловской области, распределяющий денежные выплаты, выстраивает список заявителей, чьи документы приняты в один день, в алфавитном порядке – как того требует соответствующее постановление», – говорится в официальном ответе департамента информационной политики Свердловской области.
По мнению юристов, дело небезнадежное: межведомственные противоречия вполне можно распутать в суде.
«Можно обращаться в суд, чтобы обязать региональные власти выделить то жилье, которое сельскому учителю обещали и по какой-то причине не выполнили это обещание. Другие все отговорки в принципе не должны работать. Есть обязанности, пусть ее исполнят», – считает юрист Тимур Матвеев.
Пересмотрят ли местные власти правила формирования списков заявителей, пока не известно. Анастасии Юрташкиной ответили, что это будет во многом зависеть от решения губернатора. Сама же сельский учитель надежды обзавестись собственным жильем не теряет – женщине недавно сделали предложение руки и сердца. Быть может, с новой фамилий, начинающейся на «Н», у нее будет больше шансов.