11:24 11/03/2021

Как актер едва не погиб на съемках и почему ушел из семьи: Георгий Юматов в жизни и в кино

supremusdies.info

11 марта исполняется 95 лет со дня рождения выдающегося советского и российского актера театра и кино, народного артиста РСФСР Георгия Юматова. В честь юбилея актера «МИР 24» рассказывает о том, как его спасла от смерти корабельная дворняга, как благодаря Любови Орловой он попал в кино и о том, почему режиссер Герасимов сказал, что актерское образование Юматову ни к чему.

Моряк, герой войны и каскадер

Георгий Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве. С самого детства он мечтал стать моряком. И, действительно, в 1940 году после окончания 7 класса он поступил в военно-морскую спецшколу, которая в том же году была открыта в Москве. Ученики этой школы носили форму матросов ВМФ, только без знаков различия, а на бескозырке вместо длинных лент был бантик. На ленточке надпись: «Военно-морская спецшкола». Нарукавная эмблема представляла штурвал с двумя перекрещенными на нем якорями. 15-летний Юматов новенькой формой очень гордился!

Когда началась Великая Отечественная война, ученики всех военно-морских спецшкол были призваны на военную службу юнгами. Юматов попал на торпедный катер «Отважный», на котором служил все военные годы и прошел путь от юнги до рулевого. Его торпедный катер в составе Азовской, а потом и Дунайской флотилии принимал участие в освобождении нескольких городов, включая взятие Измаила, Будапешта, Бухареста и Вены. Во время штурма последней он участвовал в рукопашной схватке за знаменитый Венский мост. В том бою погибли около двух тысяч наших десантников, но Юматов остался жив.

Погибнуть на войне Георгий Юматов мог не раз, и был неоднократно серьезно ранен. А однажды спасся благодаря своей любви к собакам, к которым он питал слабость всю жизнь. На торпедном катере, где служил Юматов, жила подобранная им на берегу дворняга, с которой парень был неразлучен в часы отдыха. Как-то во время артобстрела катер сманеврировал, собака не удержалась и упала за борт. Юматов не раздумывая немедленно прыгнул следом, чтобы спасти свою любимицу. И именно в этот момент в катер попал вражеский снаряд. Судно было мгновенно уничтожено, а Георгий Юматов оказался единственным, кто почти не пострадал. Нескольких раненных моряков, которых при взрыве выбросило за борт, он вытащил потом на берег.

За участие в боях Юматов был награжден орденом Отечественной войны I и II степеней, медалью Ушакова, «За победу над Германией», «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены». Он мог даже получить звание Героя Советского Союза, но его подвел взрывной нрав: приказ о награждении отозвали после того, как Георгий Юматов ввязался в драку со старшим по званию.

В 1945 году молодой моряк вернулся в Москву. Чем дальше заниматься, он еще не решил. Но вскоре узнал, что участники Великой Отечественной войны при поступлении в вузы имеют большие преимущества. Тогда он поступил на актерское отделение киношколы при киностудии «Мосфильм». Его очень привлекало то, что там учили выполнять сложные каскадерские трюки и что обучение было ускоренным: всего два года.

Как Любовь Орлова заприметила «морячка»

На съемочную площадку юного Юматова привел не кто-нибудь, а лично Любовь Орлова, которая была в те годы в зените своей славы. Познакомились они случайно: вместе с другом Юматов пришел в Театр киноактера. Приличным гражданским костюмом он обзавестись еще не успел, поэтому явился в театр в морской форме, со всеми орденами и медалями. Выглядел он очень эффектно, и в буфете его издалека заприметила Любовь Орлова, оказавшаяся там вместе со своим мужем, известным режиссером Григорием Александровым. Тот как раз подыскивал актеров для своего фильма «Весна». «Морячок» режиссеру понравился. Он пригласил его за их с Орловой столик и предложил юноше сыграть небольшую роль. Так и состоялся кинодебют Юматова.

Кадр из фильма Весна 1947 г. реж. Григорий Александров. Мосфильм

Его роль в фильме длится всего несколько секунд, но Александрову юноша так понравился, что он лично привел его на прослушивание к Сергею Герасимову, который в то время преподавал во ВГИКе. Однако знаменитый режиссер заявил, что Юматов «самородок», которого «нечему учить». По его рекомендации Юматова приняли на работу в Театр-студию киноактера.

А еще через год Сергей Герасимов пригласил Юматова сниматься в своем фильме «Молодая гвардия», где одновременно с ним дебютировали студенты из ВГИКа, среди которых были Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Инна Макарова.

Кадр из фильма Молодая гвардия 1948 год. реж Сергей Герасимов. Киностудия им. М. Горького

Так что смело можно сказать, что курс Сергея Герасимова молодой актер все же окончил, но образование он получил уже в процессе съемок. Кстати, в этом фильме Юматову пригодились его военно-морские навыки: так, в одном из эпизодов, который снимали поздней осенью, ему пришлось в ледяной воде переплыть реку.

Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич позже писал о Юматове: «Он был настоящий профессионал. А сняться у Герасимова или закончить ВГИК – какая разница? Герасимов на живом материале его учил, как это делать. Я считаю, что он закончил ВГИК с отличием».

Неразорвавшаяся мина: почему Юматов чуть не погиб на съемках

После «Молодой гвардии» Георгия Юматова постоянно приглашали сниматься в кино. Однако главных ролей у него в те годы почти не было. В 1948-50 годах Юматов снялся в фильмах «Повесть о настоящем человеке», «Три встречи», «В мирные дни» и «Жуковский». В начале 1950-х – в популярных в то время картинах «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Педагогическая поэма» и «Герои Шипки».

На съемках последней картины, где речь идет о Русско-турецкой войне, Юматов едва не погиб. Все опасные эпизоды, которые традиционно поручаются каскадерам, актер исполнял сам. Но тут рядом с ним должна была взрываться мина. И вот пиротехники все приготовили, но перепутали место, где они закопали снаряд, поэтому актер лег на самое опасное место. Он мог погибнуть, но на его счастье мина не сработала: боеприпас оказался неисправным. Когда пиротехники раскопали мину, они чуть не поседели, поняв, какая беда могла случиться по их вине.

Кадр из фильма Герои Шипки 1954 реж Сергей Васильев. Ленфильм, Болгарфильм

Всесоюзная слава пришла к Юматову в 1956 году, когда на экраны страны вышли сразу два фильма, где он сыграл главные роли: «Разные судьбы» режиссера Леонида Лукова и «Они были первыми» режиссера Юрия Егорова. А еще через три года вышел фильм «Жестокость» Владимира Скуйбина, в котором актер сыграл Веньку Малышева. Критики считают, что эта одна из лучших ролей Юматова.

Однако с конца 50-х Георгий Юматов начал сильно пить. Коллеги говорили, что этому способствовали его непростые отношения с женой. К тому же, актер отличался крутым нравом и часто влезал в драки, особенно в нетрезвом состоянии. Страсть к алкоголю приводила к срыву съемок, поэтому режиссеры стали опасаться давать Юматову главные роли.

Режиссер Владимир Венгеров вспоминал, как на съемках фильма «Порожний рейс» ему приходилось запирать Юматова и Папанова на ключ в номере гостиницы. Дело в том, что половину фильма снимали зимой в казахстанских степях, в пургу и холод. Поэтому не удивительно, что актеры согревались водкой. Но уж когда съемочная группа вернулась в Ленинград, тут режиссер решил прекратить коллективный запой и запер на ночь Папанова и Юматова в номере, чтобы они никуда не делись до утра. Но не тут-то было!

Актеры связали несколько простыней и сделали из них длинную веревку, к которой привязали 10 рублей. Анатолий Папанов кричал из окна: «Ленинградцы, дети мои, спасите умирающих артистов!». Конечно «добрые люди» нашлись, и, когда утром ассистент режиссера пришел отпирать их, оба были мертвецки пьяны.

Жена, Муза и гарантия работоспособности актера

Чтобы Юматов был под контролем, режиссеры часто приглашали вместе с ним сниматься и его жену. Только она могла держать в руках актера.

Со своей будущей женой актрисой Музой Крепкогорской 21-летний Юматов познакомился еще на съемках «Молодой гвардии». Она была на пару лет старше, светловолосая и веселая, с бойкими ямочками на щеках. Только когда молодые поженились и стали жить в коммуналке вместе с мамой Музы, Юматов понял, что ничего не знал о своей избраннице.

Георгий Юматов и Муза Крепкогорская в молодости

Нрав у жены был крутой, последнее слово всегда было за ней. Она настояла на том, чтобы Юматов не общался со своей родней, звала его Жоржем, вела бурную светскую жизнь, спускала на наряды и украшения все, что зарабатывал Георгий Юматов. Домашнее хозяйство вела теща, а Муза мечтала о звездных ролях. В их ожидании она снималась в эпизодах, и то нечасто. Это раздражало молодую женщину, и Георгий Юматов, сочувствуя жене, потихоньку от нее стал просить режиссеров приглашать ее в те фильмы, в которых участвовал он сам.

В надежде на скорую главную роль Муза Крепкогорская отказывалась родить ребенка. И после очередной операции, когда она в тайне от мужа избавилась от беременности на довольно большом сроке, ей вынесли приговор: детей у нее больше не будет.

Узнав о произошедшем, Георгий Юматов пришел в ярость и ушел из семьи. Поговаривали, что именно на этом этапе он и начал всерьез пить. Некоторое время супруги жили отдельно, но потом актер все же вернулся к жене. Так они и жили: бурные сцены, взаимные измены и расставания сменялись периодами тихой и внешне вполне благополучной семейной жизни.

Постепенно Юматов перестал просить режиссеров, чтобы его жену приглашали на съемки. Но теперь они и сами звали ее, поскольку талантливый актер был нужен им в рабочем состоянии, но только она одна могла удерживать супруга от алкоголя. Она несколько раз в день обыскивала гостиничный номер в поисках припрятанной бутылки и в целом держала своего мужа под деятельным контролем.

Впрочем и ей не всегда удавалось проследить за мужем. Бывало, что Юматов вдруг пропадал на несколько дней. А однажды после двух недель поисков его нашли на другом конце страны: в ялтинском вытрезвителе.

Почему Юматов лишился главной роли в фильме «Белое солнце пустыни»

Из-за своего пристрастия к алкоголю Юматов лишился нескольких знаковых ролей, которые он мог бы сыграть. В том числе поистине звездной роли Сухова в фильме «Белое солнце пустыни». Режиссер Владимир Мотыль уже видел в главной роли Георгия Юматова.

Актер принял деятельное участие в обсуждении некоторых сцен. Именно ему принадлежит идея, как именно его герой спасается из плена. Режиссер вспоминал: «Юматов сказал: «Этот бандит не может не быть падким на часы». И мы сами стали участниками мизансцены, которую Жора решил нам продемонстрировать. Он снимает эти часы, кричит: «Лови». Бросает условному бандиту, носком бьет по руке, и часы вылетают. Он падает и говорит: «Я снизу их всех расстреляю». Эта мизансцена, конечно, дорого стоит».

Юматов был уже утвержден на роль, однако в первый же день съемок ассистент режиссера обнаружил его в гостинице мертвецки пьяным, с перебитым носом и фингалом под глазом. Оказалось, что в гостиничный номер к нему пришли друзья по флотской юности и устроили попойку. После чего возникла драка, что часто случалось с Юматовым. В тот же день режиссер отправил две телеграммы: одну – на Мосфильм, а другую – актеру Анатолию Кузнецову с просьбой приехать и начать съемки в роли Сухова. Так Георгий Юматов лишился яркой роли, которую он очень хотел сыграть.

Дружба с Василием Лановым и влюбленность в экранную «жену»

Это событие больно ударило по самолюбию актера. Тем более что фильм «Белое солнце пустыни» имел невероятную популярность. Георгию Юматову была необходима главная роль в фильме, который по-настоящему прогремит на весь Советский Союз. Однако, когда его пригласили на главную роль в фильме «Офицеры», он даже не понял, что это и есть его звездный час. Поначалу Георгий Юматов не догадывался, что фильм будет иметь такой успех.

Интересно, что на эту роль претендовали такие прославленные актеры, как Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин. Всего было 42 кандидата. На том, чтобы пригласить на пробы Георгия Юматова настоял автор сценария, знаменитый писатель Борис Васильев, который хорошо знал актера и поручился за него.

Кадр из фильма ОФИЦЕРЫ 1971 г. реж. Владимир Роговой. Киностудия им. М. Горького

Поначалу съемочный процесс осложняло то, что у Георгия Юматова были натянутые отношения с исполнителем второй главной роли Василием Лановым. Когда-то они оба пробовались на главную роль в фильме «Павел Корчагин», которая досталась Лановому. С тех пор Юматов давнего конкурента недолюбливал. На съемках «Офицеров» они помирились после того, как оба, не сговариваясь, бросились на помощь своей партнерше по фильму Алине Покровской.

Во время съемок сцены погони басмачей конь актрисы испугался выстрелов и понес девушку к обрыву. Она могла погибнуть. Однако и Лановой, и Юматов, которые были отличными наездниками, пустили своих лошадей в галоп и перекрыли путь к обрыву. Они смогли остановить коня Алины Покровской, которая от ужаса едва держалась в седле. Этот случай очень сблизил актеров, которые скоро стали друзьями, несмотря на полную противоположность их характеров.

В фильме было много сцен, которые требовали специальной подготовки, но Юматов выполнял все трюки сам. Сценарист и режиссер Виктор Мережко, друг семьи Юматовых, рассказывал, что Георгий Юматов был очень спортивный, физически сильный и бесстрашный. По словам Мережко, понятие страха для него просто не существовало.

Известно, что во время съемок «Офицеров» Юматов влюбился в свою партнершу Алину Покровскую. То, что он женат, а она замужем, не остановило пару. Впрочем, Покровская для приличия старалась на съемках держаться поближе к Лановому, так эта троица и проводила время вместе. Виктор Мережко рассказывал потом, что это был страстный, но очень короткий роман. Поскольку жена Юматова Муза не только присутствовала на съемках «Офицеров», но и снялась в роли мамы девочки, с которой по сценарию встречался сын главных героев.

Впрочем, по словам актеров, жена Юматова даже не особенно ревновала своего мужа: она была уверена, что ее Жорж от нее никуда не денется и только следила, чтобы случайные увлечения мужа не занимали в его жизни слишком много места. В общей сложности Юматов и Крепкогорская прожили в браке почти 50 лет, до конца жизни актера.

«Петровка, 38» и другие кинохиты с участием Юматова

После премьеры «Офицеров» Георгий Юматов был полон надежд и планов. Он говорил в своих интервью: «Вот увидите, я еще сыграю не одну хорошую роль. Хорошо бы что-нибудь комедийное! Сил и желания работать у меня много». Но новую главную роль он получил не скоро, хотя и снялся в 1970-х годах еще в 14 фильмах.

Кадр из фильма ПЕТРОВКА, 38 1980 г. реж. Борис Григорьев. к/ст им. Горького

Новой звездной ролью стала роль полковника милиции Алексея Садчикова в детективе «Петровка, 38». Актер наделил своего героя «изюминкой»: легким заиканием. Да так убедительно, что коллеги стали выяснять, не появился ли логоневроз у самого актера. Фильм посмотрело более 50 миллионов зрителей. Уже через год вышло продолжение фильма «Огарева, 6», в котором Георгий Юматов вновь сыграл того же Садчикова. Фильмы эти были невероятно популярны в Союзе, а актер получил звание Народного артиста РСФСР.

В 1980-х самой заметной ролью Юматова стал эмигрант Айвен Белью из многосерийного фильма «ТАСС уполномочен заявить». На съемках этой картины артист, которому в то время было уже под 60, выполнял опасный пиротехнический трюк, в результате которого он получил серьезные ожоги.

Чтобы снять сцену, в котором его героя убивают выстрелом из винтовки, к одежде актера прикрепили металлические шайбы с порохом внутри. Однако по ошибке их пришили не той стороной. Поэтому когда Юматов в нужный момент активировал устройство, шайбы взорвались, но не наружу, а внутрь, к телу актера. После того, как эпизод со смертью Айвен Белью был снят, Юматов отправился в больницу обрабатывать ожоги, но так и не предал огласке опасный промах пиротехников.

Самоотверженность Юматова и его принципиальность отмечали все, кто работал с ним. Все, что он делал в жизни и в профессии, актер делал «на все сто». Он честно служил в армии в молодые годы. Честно выкладывался на съемочной площадке всякий раз, вне зависимости от того, была у него маленькая или большая роль. И честно отстаивал свои идеалы, когда в том была необходимость. Для отечественного кинематографа Георгий Юматов – это поистине звездная величина, символ целой эпохи в истории кино. А для зрителей – один из самых талантливых и самобытных российских актеров.