Татуировка для балобана. Такую меру защиты краснокнижным соколам от браконьеров придумали алтайские орнитологи. Птицу можно очень дорого продать, в частности – в арабские страны, где популярна соколиная охота. Спасут ли татуировки птиц от браконьеров, узнала корреспондент телеканала «МИР 24» Надежда Сережкина.
Быстрый, как стрела, и благородный – под стать своей внешности. Сокола-балобана – или балобана, как говорят орнитологи – называют сокровищем Сибири. Популяция этого вида с начала века сократилась вдвое. На Алтае придумали необычный способ уберечь птиц от нелегальной охоты.
«Любые кольца – они, к сожалению, съемные. А если сделать татуировку, то птица для контрабандистов не будет являться интересной для продажи на черных рынках. Ближе к выпускам – когда получим разрешение Роспотребнадзора – будут выбраны птицы, и будут им сделаны такие татуировки», – рассказала генеральный директор туроператора «Царская псовая охота» Кристина Карамышина.
Делать татуировки – около клюва и на цевке лапы – обитателям питомника начнут уже в апреле. С помощью этих меток орнитологи смогут отслеживать маршруты миграции птиц и места их гнездования. Тату будет содержать личный код каждой особи, номер региона, где выпустят птицу, и надпись SOS – известный во всем мире призыв о помощи.
«Их в природе практически не осталось. Они там замещаются сейчас другими подвидами балобана. Поэтому сами по себе питомники важны – они сохраняют генофонд. И вот, собственно, говорят о возвращении этих птиц в природу в надежде, что все-таки они там создадут свою популяцию. Без этого вариантов уже просто нет», – посетовал вице-президент Союза охраны птиц России Алексей Эбель.
Соколы уникального темного окраса обитают только в одном регионе планеты на границе Алтая и Тывы. Из-за браконьеров в дикой природе птицы не успевают даже завести потомство. Их отлавливают и продают за рубеж – в основном, в арабские страны, где популярна соколиная охота. Единственное место, пригодное для выживания птиц, – питомники. Такие, как алтайский «Тайгун».
«Их кольцуют, маркируют, высаживают в гнездо к диким родителям, к новым – так скажем, к приемным. Птенец растет, родители его кормят, воспитывают, и он там спокойно вылетает из гнезда и уже начинает кочевку», – пояснил директор центра содержания, разведения и реабилитации редких видов хищных птиц «Тайгун» Артем Кучер.
Кроме охотников-нелегалов, птицы гибнут от удара током на ЛЭП или из-за отравления пестицидами. Татуровки, уверены орнитологи, спасут краснокнижных птиц хотя бы от браконьеров. По данным Всемирного фонда дикой природы, во всем мире осталось всего около двух тысяч соколов-балобанов.
Подробнее в сюжете: Коронавирус