Риелторы прогнозируют дальнейший рост цен на загородную недвижимость в этом сезоне, причем это касается и покупки, и аренды домов и дач. На чем основаны эти прогнозы и насколько они реальны, телеканалу «МИР 24» рассказал член Российской гильдии риелторов, эксперт рынка недвижимости Константин Барсуков.
- В этом году ситуация с пандемией меняется, туризм оживает, почему продолжат расти цены?
Константин Барсуков: Это спорный вопрос, будут они расти или нет. Цены могут вырасти, упасть или остаться как есть. По моим ощущениям, меньше шансов, что они упадут. Шансы на то, что они останутся как есть и вырастут, примерно равны, потому что мы не понимаем всей ситуации.
Почему произошел рост? Он экономически не обоснован: пандемия, санкции, а тут цены на недвижимость растут. Весь рост, который был, был связан с тремя факторами: был карантин, который остановил сделки в апреле и мае, из-за неопределенности люди стали эти сделки делать не сразу, как открылся карантин, а чуть сместили на август. Это первый фактор.
Второй фактор – все застройщики давно говорят, что цены должны расти – эскроу-счета ввели, пугающий фактор. Третье – произошла вроде как девальвация рубля, доллар до 80 поднялся, у людей в глазах паника, и они кинулись сохранять деньги.
Получилось – отложенный спрос, информационный шум и страх. На бирже есть индекс «страха и жадности». У нас страх затмил глаза, и люди кинулись ажиотажно все скупать.
Во время пандемии люди, сидя на карантине, почувствовали, что такое квартира. Многие переехали за город, и вдруг поняли, что за городом жить можно, особенно, если брать загород больших городов. Соответственно, на эту недвижимость цена выросла, хотя до этого загородка была очень плохая.
- Называют еще один фактор – что риелторы искусственно подогревают интерес, нагнетают ситуацию, чтобы заработать.
Константин Барсуков: Если бы у нас была возможность влиять на цены, это было бы неким золотым дном, но мы на цены влиять не можем. Мы являемся людьми, которые помогают купить или продать, даем советы: как купить, как продать, оказываем стороннюю помощь.
Есть экономические факторы. Риелторы – не обобщенная структура, в рамках которой можно дать команду и сказать, что теперь все говорим, что цены растут. Мы разрозненные. Застройщики более консолидированы в этом отношении, у них сговор может быть, но там ФАС контролирует.
300 тысяч людей по стране работают. Как мы можем скоординировать все? Это неправда. Более того, стоимость риелторских услуг сильно не изменилась. Да, она берется в проценте от стоимости, но, на самом деле, люди склонны поторговаться. Мы понимаем, что у людей денег в карманах не прибавилось.
Шансы на рост цен есть, но есть шансы и на то, что цены останутся спокойными. Январь и февраль – лакмусовая бумажка по факту весны, особенно, по загородке. Людям весной проще покупать загородную недвижимость – видно участок, окружение. Устоявшаяся весна – это сезон.
В конце года смели загородную недвижимостьпочти всю. Неликвиды остались, объекты с завышенной ценой, но довольно хорошо смели. Январь – февраль спрос не такой. Если бы он был бы таким же ажиотажным, как до этого, я бы сказал однозначно, что цены вырастут. Он есть, он хороший, но не забываем, что у рынка недвижимости инерция где-то полгода. Произошли глобальные изменения – и рынок только через полгода среагировал. Летом вырос доллар, а только осенью ажиотаж пошел, хотя доллар уже упал, а у людей в глазах, что рубль обесценится.
У меня есть ощущение, что ажиотажа мы не увидим, будет цена такой же, как есть, возможно, небольшой рост на уровне инфляции, но, я не думаю, что будет рост, как мы увидели в конце года, когда мы увидели, что практически на 10% рынок подскочил. По 5% в месяц – такой рост мы видели в 2005 году.
- Сейчас появляются новые предложения по загородной недвижимости?
Константин Барсуков: Покупатели говорят, что подождут, что выбрать особо нечего, цены высокие, что нужно подождать весны – может быть, цены пониже станут, предложения появятся. Но продавцы новые объекты выставляют. Все, кто не успели купить в декабре, перешли на январь, на февраль, мы людям так и говорили: подождите, сейчас выбор не очень большой, остались не самые лучшие объекты или по завышенной цене. Начнут появляться новые объекты, будем смотреть.
Так и происходит, появляются новые дома. Учитывая, что приостановка была, понятно, что новый объект тут же хочет покупатель, и создается впечатление, что ажиотаж продолжается. Нет, это просто потому, что январь и начало февраля люди не могли ничего купить, потому что выбрать было не из чего. Да, определенная масса покупателей на рынке в процессе поиска: что квартиры, что дома продаются довольно быстро, если по хорошей цене и ликвидный объект.
- Когда лучше присматривать дачу для аренды на лето? Какие цены в радиусе 50 км от Москвы?
Константин Барсуков: По поводу цен вопрос некорректный, потому что в радиусе до 50 км – это цена от миллиона рублей в месяц до 30 тысяч – разбег громадный: зависит от района, от места, от дома.
Думаю, надо на лето начинать сейчас искать. В прошлом году люди, которые по привычке начали на аренду смотреть, когда лето приближается, попали в карантин, в эту проблему, когда все ринулись. Многие мои знакомые просто выбрать ничего не могли, не было предложения вообще. Боюсь, что сейчас люди, несмотря даже на то, что не будет карантина, снимут масочный режим, скажут, что пандемия закончилась, они просто на страхе, что остальные раньше начнут снимать, начнут снимать раньше – самоиндукция получается. Они начнут раньше искать. Если вы будете искать в апреле, окажется, что все уже на лето разобрано теми, кто испугался, что кто-то начнет раньше, и им не достанется. Рынку надо успокоиться и людям.
Мои рекомендации – уже сейчас подыскивать. Понятно, что могут быть люди, которые выставляют аренду, еще не все предложения дадут. Надо посмотреть – если что-то понравится, забронируйте заранее.
Подробнее в сюжете: Гости эфира