«Ситуация с коронавирусной инфекцией может быть охарактеризована как пандемия», – заявил глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебрейесус 11 марта 2020 года.
Сразу после этого заявления десятки стран друг за другом закрывают границы. Люди запирают двери в своих домах. Надолго ли? Не может ответить никто.
Вся надежда только на врачей. Они стали настоящими героями нашего времени. Жили на работе, в красной зоне проводили круглые сутки, не снимая масок и защитных костюмов. Как лечить заразу, никто не знал. Учились на ходу и на себе. В первые дни пандемии не смог уберечь себя и главный врач Коммунарки Денис Проценко.
«Дорогие друзья, очень тронут вашим беспокойством. Да, у меня положительный тест на COVID-19, но чувствую себя вполне хорошо. Изолировался в своем кабинете, где есть все условия для дистанционной работы, управления и телемедицинских консультаций. Думаю, что выработанный за этот месяц иммунитет делает свое дело», – отмечал Проценко.
Коммунарка стала главным коронавирусным госпиталем не только Москвы, но и всей России. С тех пор – больше 20 тысяч спасенных жизней и бесценный опыт, который медики передавали коллегам из стран Содружества. Что ни день, то сводки с коронавирусного фронта. В России два пика заболевания. Первый в мае – почти 12 тысяч новых случаев заражения за сутки. Второй зимой – за один день COVID-19 заболели около 30 тысяч человек. В Армении пик заболевания пришел летом – около 800 человек, осенью – уже почти две 2500. В Казахстане – одна волна. Резкий подъем был в июле. Тогда за сутки зафиксировали почти 19 тысяч новых случаев. В Азербайджане максимальные значения в были декабре (4451). Грузия держалась всю весну и лето. Но зимой не выдержала и преодолела отметку в 5 тысяч заболевших.
К концу 2020 года COVID-19 переместился из столицы в регионы России. Сложнее всего в Санкт-Петербурге. К середине декабря в стационарах развернуто около 11 тысяч коек. Свободных всего 4%.
Анастасия Трещевская все это время дежурила у коек пациентов. К жизни возвращала тех, кому бороться уже не хватало сил. Она психиатр.
«Дедушка поступил к нам без ног. Он считал, что у него появилась возможность уйти из жизни, чтобы не обременять. Мы просили родственников постоянно звонить, чтобы говорили, что любят его любым. Сначала не хотел со мной разговаривать, матерился. Но когда услышал голос внучки, которая говорила: «Дедулечка, только не умирай», он уже был со слезами на глазах. Вылечился и выписался», – рассказывает врач-психиатр, главный специалист-психотерапевт Тосненского района Ленинградской области Анастасия Трещевская.
Методы в работе пришлось быстро менять. На первый план вышла, так называемая, бытовая психотерапия. Иногда это просто подержать за руку, поговорить и заставить пациентов поверить в то, что они смогут жить дальше.
«Я чувствую, что только сейчас стала доктором. Скоро будет 10 лет, как я работаю в медицине, сейчас я в себя поверила по-настоящему», – признается Анастасия.
На передовой и волонтеры.
«Я не мог остаться в стороне и, соответственно, присоединился к ним, вызвался оказывать добровольческую, волонтерскую помощь», – рассказывает волонтер Равшан Насибов.
200 тысяч человек. Целая армия неравнодушных, готовых прийти на помощь в трудный момент и сказать «Мы вместе». Так называется, пожалуй, самый масштабный социальный проект в новейшей истории России. К все началось в первые дни пандемии, когда на самоизоляции остались пожилые одинокие люди. Волонтеры доставляли продукты и лекарства, помогали с оплатой коммунальных счетов. Потом работали в «красной зоне», садились за руль и сутками развозили врачей по пациентам. Добровольцы активно включились в работу и в других странах Содружества. В Кыргызстане, например, волонтеры в какой-то момент вовсе заменили медиков – многие больницы тогда закрыли на карантин.
«Оставайтесь дома», «носите маски», «мойте руки» звучит на всех языках мира. В обиходе еще одно слово «удаленка». У приложений для видеоконференций тут же растет прибыль. Только весной их устанавливают больше 6 миллионов человек. Сеть пополняется курьезами «удаленки».
Телерадиокомпания «МИР» перевела на «удаленку» большую часть сотрудников. В редакции жесткий масочный режим, регулярная термометрия и тестирование на коронавирус. На съемку – как в открытый космос. Кроме масок и перчаток, еще и защитные костюмы.
Гаяна Калинина работает в страховой компании. Все вопросы с клиентами легко решить онлайн. Другое дело – настроиться на работу дома.
«Совершенно другой настрой, если ты в домашней одежде. Я соблюдаю ритуал: встала, накрасилась и на работу в соседнюю комнату», – рассказывает Гаяна.
Плюсы в такой работе Гаяна тут же нашла. Не надо тратить время на дорогу. Да и дети под присмотром. Хотя первое время им было сложно понять, как это мама на работе, если она дома.
Настоящий бум у сервисов доставки продуктов. Еще одни герои коронавирусного года – курьеры. В начале 2020-го Артем Колосов – фотограф и владелец бара. Когда заведение пришлось закрыть, вооружился термосумкой, мопедом и сделал резкий поворот в карьере.
«Прям нормально. Если ты работаешь, то зарабатываешь достаточно, чтобы содержать свою семью», – отмечает курьер.
К тому же можно свободно передвигаться по городу. Это настоящая роскошь для весны пандемийного года, ведь появился новый образ жизни – самоизоляция.
Психологи в Казахстане свое освободившееся время посвятили работе. В республике создали сервис психологической помощи. Консультации бесплатно в режиме онлайн.
«Человек заболел, ложится в стационар, лечится, но успел заразить родственников. Появляется чувство вины», – отмечает генеральный директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья Министерства здравоохранения Казахстана Николай Негай.
Быть вместе с семьей 24/7 для многих оказалось испытанием. В ЗАГСах успокаивают: резкий рост разводов случился, потому что всю весну подать заявление было сложно. Статистика подтверждает.
«Бытует мнение, что увеличилось число разводов, но мы можем это опровергнуть. Доказательство в наших цифрах – уменьшилось на 41 единицу», – отмечает специалист эксперт Управления ЗАГСа РСО Алания Марина Газалова.
В России в 2020-м женились тоже меньше, чем в 2019-м. Причина та же – пандемия. Рестораны не работают, много гостей не пригласишь.
«Это мое счастье, которое я ждала! Долгожданный мой ребенок, единственный мой сын. Всю беременность переживала», – говорит Камилла Сейтмухамбетова.
Еще одни герои – те, кто в год пандемии решился на пополнение в семье. Таких немало. Казахстан бьет рекорды рождаемости. В 2020-м родились 430 тысяч детей. Такого всплеска в стране не было никогда. В России беби-бум пришелся на декабрь. Родились 128 тысяч малышей. Первое карантинное поколение врачи назвали корониалами.
11 марта 2020 года, когда объявили о начале пандемии, в мире было 118 тысяч заболевших. Спустя год – 118 миллионов. За это время ученым стало понятно, что вирус никуда не уйдет. Вероятнее всего, он станет сезонным. Так что придется прививаться регулярно. Как, к примеру, от гриппа.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе