Людей, которые реагируют на колебания погоды, называют метеопатами. По некоторым исследованиям, таких людей порядка 35%. Как смена погоды может повлиять на состояние здоровья, телеканалу «МИР 24» рассказал невролог, кандидат медицинских наук, главный врач медицинской клиники Александр Комаров.
- Врачи не очень любят термин «метеочувствительность». Почему?
Александр Комаров: Диагноза «метеочувствительность» нет. Есть вегетативная дисфункция, есть хроническая ишемия головного мозга, есть острая ишемия головного мозга, есть сосудистые нарушения периферические. Термин «метеочувствительность», как правило, применяют доктора либо медсестры для описательной части чувств или ощущений пациента – в зависимости от изменения атмосферного давления.
Патогенетическая обоснованность этого термина есть. Как бы мы ни отвергали это слово, каждый из нас так или иначе ощущает изменение атмосферного давления, а люди, которые имеют дисфункцию по внутричерепному, артериальному давлению, по вегетативным системам, они его чувствуют намного больше и сильнее.
35% здоровых людей метеочувствительны. Как правило, это молодые женщины, подростковый возраст, люди, которые имеют сменный режим работы, то есть работают сутками или день и ночь. Среди пациентов, у которых есть те или иные изменения здоровья, это люди с сосудистыми заболеваниями головного мозга либо с системными сосудистыми заболеваниями, пациенты с венозной недостаточностью, перенесшие травму либо заболевание головного мозга – они более сильно подвержены чувствительности к атмосферному давлению, перепадам.
- Когда внезапно начинает болеть голова, ломить суставы, с утра давление высокое, к вечеру падает, утром опять высокое, человек считает, что во всем виноваты перепады погоды. Он прав?
Александр Комаров: Если человек так считает и ему никто это не подтвердил, это врачебная или диагностическая запущенность. Как правило, человек, у которого появляются такие ощущения, причем неоднократно, с точки зрения заботы о себе и семье должен обратиться к доктору и определиться, почему такое происходит. Может быть, это связано не с погодой, а с функцией щитовидной железы, надпочечников, сердца. Списывать это на погоду не нужно.
У нас есть определенные синдромы и комплексы, которые позволяют определить проблему – откуда она. Только когда мы проведем диагностический поиск, скрининг, выясним, что с сердцем все хорошо, с железами внутренней секреции все хорошо, с сосудистым тонусом все хорошо, нет каких-то явных выходов за референсные значения, тогда мы можем сказать, что у этого пациента есть просто функциональные нарушения в виде метеозависимости, повышенной чувствительности к изменению атмосферного давления.
Считая себя здоровыми людьми, иногда, когда меняется погода летом (предгрозовая ситуация, когда идет туча), мы испытываем тревожность, чувство сонливости, чуть-чуть головная боль присутствует. Это как раз естественный показатель нашей жизни, чувствительности к атмосферному давлению. Мы живем в среде, это норма, но, когда она переходит за избыточность, тогда это является патологией, и с ней надо работать.
- Если у человека подтвержденная гипертония, можно профилактические меры при изменении атмосферного давления применить?
Александр Комаров: Если у пациента артериальная гипертензия, то он должен наблюдаться врачом-терапевтом, кардиологом с подобранной симптоматической гипотензивной терапией. Если она подобрана правильно, то есть присутствуют препараты, профильно работающие по его типу артериальной гипертензии, тогда он приближен к норме.
Артериальная гипертензия – бич 21 века, первейшая причина развития инфарктов и инсультов. Я, как исполнительный директор Фонда по борьбе с инсультом, об этом могу авторитетно заявить. Если мы правильно подобрали гипотензивную терапию, этот человек ничем не должен отличаться от здорового. Он должен в том же самом объеме реагировать на атмосферное давление, как обычный здоровый человек. А если неправильно подобрана терапия, тогда у этого пациента выше чувствительность, выше опасность развития сосудистых осложнений на фоне метеочувствительности.
Как правило, пациенты с повышенным артериальным давлением хуже себя чувствуют на низком атмосферном давлении. В этот момент их повышенное артериальное давление не может быть компенсировано внешней средой, и оно еще больше манифестирует, вызывая головную боль, гиперкриз, ухудшение самочувствия.
- Если у человека есть гипертензия, она не излечивается полностью, но ее можно профилактическими мерами нивелировать?
Александр Комаров: Артериальная гипертензия – болезнь, которая не вылечивается полностью, но в настоящее время очень качественно может контролироваться медикаментозными препаратами и динамическим наблюдением, как и сахарный диабет. Мы не говорим, что мы вылечили сахарный диабет, мы скажем о том, что применяем сахароснижающие препараты для контроля диабета.
- Некоторые люди жалуются, что хорошо чувствуют магнитные бури. Что говорят об этом медики?
Александр Комаров: Магнитные бури, ионные волны, ионный ветер также могут влиять на чувствительных людей. Мы все состоим на 80% из воды. Как вы знаете, у нас есть два полюса – плюс и минус, которые выстраиваются вследствие организации человеческого тела по структуре. Магнитные волны могут изменять работу систем – ферментативных, энергетических систем головного мозга, эндокринных желез. Эта составляющая может оцениваться как ухудшение самочувствия. Если оно связано со вспышками на солнце, через два – три дня доходящими до Земли, то это сочетается с ощущением головной боли, головокружением, как правило, это состояние связано с воздействием на вегетативную нервную систему, в меньшей степени – на сосуды.
- На физическое состояние влияет и психологическое состояние человека. Легко возбудимые люди чаще всего находят у себя симптомы болезней, которых на самом деле может не быть. В дни магнитных бурь это тоже может так проявляться?
Александр Комаров: Это симптом, который относится к увеличению симптоматики через психосоматическое ощущение. Допустим, есть боль, которую человек с обычным болевым порогом воспринимает как обычную боль. Человек с гиперпатией реагирует на нее избыточно. Он воспринимает даже небольшую головную боль как избыточную. Допустим, небольшое ухудшение самочувствия как критичное. Много зависит и от структуры средовой, и от восприятия, и от сопутствующих заболеваний.
Метеочувствительных людей нужно еще и различать. Это психосоматические люди, которые на фоне информации из СМИ, что будет магнитная буря, выглядят, как самый больной Карлсон на свете. Есть реально физически чувствующие это состояние люди, которые ощущают изменения атмосферного давления, ионный поток на физическом уровне. Нужно различать эти два показателя.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: