Европа пытается ускорить прививочную кампанию, чтобы остановить третью волну коронавируса, о начале которой на этой неделе объявили официально. В Италии – всеобщий карантин. Смертность – самая высокая с января. Польша тоже ввела локдаун. Третий за время пандемии. Власти Словакии запретили своим гражданам выезжать на отдых за рубеж. И все это на фоне шумихи вокруг препарата AstraZeneca. Половина Европы сначала приостановила вакцинацию, а в конце недели страны решили «откатить назад». В деталях медицинского скандала разбирался корреспондент «МИР 24» Михаил Робакидзе.
Меги Бакрадзе прививку сделала в прямом эфире центральных телеканалов, чтобы на собственном примере убедить всех в безопасности вакцинации.
«Я себя чувствую хорошо. Нет никаких осложнений», – сказала медсестра.
Через 15 минут после укола AstraZeneca девушка впала в кому. Из родного города на скорой ее повезли к лучшим врачам в Тбилиси, но не спасли. Меги было 27. По заключению докторов умерла она от остановки сердца.
«Были проведены необходимые манипуляции, работу сердца удалось восстановить, но состояние продолжало усугубляться. В результате наступил летальный исход», – констатировал главный врач клиники Леван Ратиани.
Третья смерть после вакцинации за неделю. В Швеции умер 60-летний мужчина, в Австрии 49-летняя женщина. Причина: нарушение свертываемости крови. Сразу несколько европейских стран сообщили о тромбозах у тех, кто вакцинировался AstraZeneca.
«Тромбоз – это состояние перехода части крови из жидкого состояния сначала в состояние геля, а потом более плотного сгустка. В том месте, где нужно заткнуть дырку и остановить кровотечение, образуются тромбы», – пояснил директор Института гематологии, иммунологии и клеточных технологий Алексей Масчан.
«От тромбозов вне всякой вакцинации просто так, ни с того ни с сего, умирают миллионы! Если не десятки миллионов в год», – отметил Масчан.
У некоторых людей склонность к образованию тромбов без видимых причин. Это называется тромбофилия. Спусковым крючком может стать что угодно: воспаление, прием лекарств или прививка. Тромбоз, как побочное явление, прописан почти в любой инструкции.
«Не бывает медицинских препаратов без побочных эффектов, потому что медицина – это самая точная наука после богословия. И всегда надо знать, что что-то, где-то обязательно пойдет не «по резьбе», – сказал гинфекционист ФМБА России Владимир Никифоров.
В Европе это понимают. Но на всякий случай 20 стран решили поставить на паузу прививочную кампанию AstraZenecа – до выяснения причин.
«Наше решение научное, а не политическое. Это чисто предупредительная мера. Мы понимаем, что AstraZeneca вакцинирует миллионы человек, но мы не можем быть легкомысленными. Причиной стали новые сообщения о случаях тромбоза, которые, возможно, связаны с вакцинацией этим препаратом. Ученые рекомендуют приостановить вакцинацию и провести необходимые анализы», – заявил министр здравоохранения Германии Йенс Шпан.
Главный вопрос, который волнует ученых: почему проверенная и одобренная вакцина вдруг дала такие сбои? Варианта два: нарушение условий производства и хранения и несоблюдение рекомендаций медиков, то есть прививаться пошли даже те, кому это противопоказано.
«Попадают просто люди из групп риска. И у этих групп риска могут просто обостриться не связанные с вакциной сопутствующие хронические заболевания, которые могут вызвать соответствующие осложнения», – сказал директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.
Европейское агентство лекарственных средств провело расследование. Прямой связи между вакциной и тромбозом нет. Осложнения появились у 30 человек из 17 миллионов привитых, то есть у одной десятитысячной доли процента. Для сравнения смертность от COVID-19 в 11 тысяч раз больше!
«Также важно помнить, что COVID-19 сам по себе может вызывать образование тромбов и низкий уровень тромбоцитов. Поэтому польза от вакцины намного превышает риски побочных эффектов. Мы настоятельно призываем страны продолжать использовать эту важную вакцину», – заявил генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебрейесус.
«Замечательная медсестра Лилли сказала, ты почувствуешь укол, но я буквально ничего не почувствовал. Когда вы получите уведомление, чтобы сделать прививку, пожалуйста, идите и сделайте ее. Это лучшее для вас, лучшее для вашей семьи и для всех остальных. Спасибо всем», – сказал премьер-министр Великобритании Борис Джонсон.
«У нас есть вакцина и это основной фактор перехода к лучшим временам. Я сделал прививку сегодня, потому что хочу, чтобы эпидемия скоро закончилась. Я понимаю, что вакцина безопасна и эффективна. Я доверяю науке и ученым, которые просят нас сделать прививку», – заявил президент Словении Борут Пахор.
Европа постепенно возобновляет вакцинацию AstraZenecа. Но скандал дал понять – нужна альтернатива. Руководители восточных земель Германии требуют от федерального правительства срочного заказа «Спутника V».
«Россия – великая страна науки, и у меня нет ни малейшего сомнения в том, что она способна производить мощную вакцину», – сказал премьер-министр Саксонии Михаэль Кречмер.
«Когда речь идет о здоровье людей, происхождение не должно иметь значения. Даже в детстве мне сделали прививку от полиомиелита русской вакциной. У меня с этим нет проблем», – отметил премьер-министр Саксонии-Анхальт Райнер Хазлофф.
Жители бывшей ГДР знают, что говорят. Их в свое время прививали именно советскими вакцинами. И доверие к российской науке там непоколебимое, вне всякой политики и пропаганды.
«Как и в космосе, 90-е не отбросили нас на позиции третьеразрядной державы, так и в области вакцин мы оставались первыми, и мы и сейчас первые. И даже еврочиновники со скрежетом зубов и грустным лицом признают, что необходимо, наверное, наладить производство российской вакцины в Евросоюзе», – пояснил научный руководитель института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
«Спутником V» привились уже семь миллионов человек, и до сих пор ни одного серьезного случая побочных явлений. А эффективность препарата превышает 90%. Ангела Меркель заявила о готовности Германии использовать российскую вакцину, не дожидаясь политического одобрения.
«Что касается российской вакцины, я считаю, что мы должны использовать все вакцины, одобренные Европейским агентством лекарственных средств. Я бы предпочла приказ ЕС, но если до этого не дойдет, тогда нам придется идти по своему пути, в одиночку», – заявила федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.
Не только Германия, половина Европы уже хочет российскую вакцину. Черногория, Сербия, Венгрия и Словакия уже применяют. О планах закупить «Спутник V» завили в Чехии и Хорватии. А пять стран – Германия, Франция, Швеция, Италия и Испания – намерены даже открыть собственное производство. В Грузии закупать российский препарат пока не планируют. Власти намерены продолжать вакцинацию AstraZeneca.
После смерти медсестры грузинские медики массово отказываются прививаться от коронавируса. Ни разговоры об опасности самого COVID-19, ни статистика малых рисков не помогают. Повторить судьбу Меги Бакрадзе не хочет никто. Ее коллегам и родным все равно, что она попала в одну десятитысячную долю процента.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе