Сказками и легендами полнится Восток. Среди прочих есть повествующие о невероятно красивых и резвых «небесных конях», за которыми еще до нашей эры китайцы приезжали в Ферганскую долину. Но вот что интересно, прошли века, а кони эти до сих пор в цене.
В Кыргызстане, стране, в которой сохранился кочевой уклад жизни, отношение к лошадям особое. Так было, так есть и по сей день. Здесь конь средство передвижения, источник достатка и даже пищи. Поэтому работы у кузнецов мало не бывает. И в жару, и в холод куют подковы. Хайрулло Тургунов, кузнец из города Оша уверен, что секрет хорошей подковы не только в мастерстве, но и в качестве арматуры, из которой он изо дня в день кует комплекты подков. Один комплект рассчитан на 4 копыта. А таких до 10 в день, не меньше, выходит. Кажется, что про лошадей и размерный подковный ряд кузнец с рабочим стажем в 30 лет знает все. Но слышал ли он что-то про «небесных коней»? Что когда-то, очень давно, Ферганская долина славилась лошадьми, от которых сегодня осталось лишь имя – аргамаки?
«Нет, про них не слышал, – говорит кузнец Хайрулло Тургунов. – Даже не представляю, как они выглядят».
Кузнец Хайрулло Тургунов кует подковы на базаре в г. Ош (Кыргызстан)
Как выглядели легендарные аргамаки? Их изображения, а это около 30 петроглифов, сохранила гора Айырмач-Тоо, которая находится в восточной части села Араван, примерно в 30 км от города Оша. Чтобы подробнее разглядеть наскальные рисунки, придется подняться примерно на 15 метров от подножья горы.
«Одними из интереснейших петроглифов Ошского оазиса являются вот эти «небесные кони», – говорит Дмитрий Лужанский, археолог. – «Небесными конями» их назвали китайцы. По историческим источникам мы знаем, что во II веке до н.э. китайцы довольно долго пытались заполучить этих коней. Данные петроглифы датируются примерно V веком до н.э. и являются уникальными не только для нашего региона, но и для всей Ферганы в целом».
Наскальные изображения коней на горе Айырмач-Тоо (Кыргызстан)
Считается, что именно аргамаки послужили установлению торговых отношений между государством Давань, существовавшим на территории Ферганской долины с III века до н.э., и Китайской империей. Зачем же они понадобились китайцам? С одной стороны, в Поднебесной существовал некий культ этих коней. Ими восхищались и даже слагали легенды. По одной из них, на «небесных конях» можно было доскакать даже до «страны бессмертия». Но была и вполне себе утилитарная причина: Китаю нужны были быстроногие кони в борьбе с воинственными степными кочевниками, от которых они даже «великой» стеной огородились. Однако первоначально даваньцы отказали Китаю. Не дали своих коней. И это привело к войне.
«Действительно, источники подтверждают, что, когда китайцы первый раз послов отправляли в Давань, чтобы попросить коней, а просили они 300 голов, совет старейшин им наотрез отказал, – рассказывает Досбаев Топчубай, начальник управления культуры города Ош. – Почему? Они так мыслили: «Мы коней им дадим, а они потом на нас же и нападут». Из этих соображений старейшины отказались. И приняли еще одно решенье – убить послов. В ответ Китайская империя напала на Давань. Столица даваньского государства Эрши была разрушена».
Но в конечном счете китайцы все-таки получили «небесных коней». А вместе с ними в Поднебесную попали саженцы даваньского винограда и семена люцерны, которую высаживали для корма лошадей.
Сегодня в Ферганской долине, помимо петроглифов, сохранились лишь предания о красоте и резвости тех лошадей, что когда-то паслись на местных просторах. И что же получается, легендарные лошади растворились в веках? Хочется верить, что нет. Считается, что туркменские ахалтекинцы наследуют кровь «небесных коней». И правда, стоит только сравнить древние наскальные рисунки с гор из Ферганской долины и современных лошадей, которыми так гордится Туркменистан, и становится очевидно, что изображения именно этих лошадей высекали на камне художники, жившие еще до нашей эры. По крайней мере, сходство, как говорится, «налицо»: эти изгибы шеи, длинные ноги, грация…
Чистокровные лошади ахалтекинской породы
Белый город. Так называют Ашхабад. Все здания в центре облицованы белым мрамором. И повсюду встречается абрис ахалтекинского коня. Скульптуры коней украшают столицу. Их изображения и на денежных купюрах. И даже на гербе Туркменистана красуется конь первого президента Туркменистана Сапармурата Ниязова по кличке Янардаг (что в переводе означает «горящая гора»).
История ахалтекинской верховой породы, относящейся к числу чистокровных, насчитывает не меньше 5 тысячелетий.
«Это достояние туркменского народа, которое пришло из древности, – говорит Юсуп Аннаклычев, генеральный секретарь Туркменской федерации конного спорта. – Сколько существует народ, столько и лошадь рядом с его юртой. Это наша гордость. Мы можем прямо сказать, для нас лошадь это все равно что член семьи. Туркмен украшал свою лошадь так же, как украшал свою жену».
При этом приручить туркменского ахалтекинца – задача не из простых. Эта лошадка с норовом. И надо запастись любовью и терпением, прежде чем приступить к тренировкам.
«Это же пустынная лошадь. Знойный характер у наших туркменских лошадей. Тренировать их сложно, – делится опытом Юсуп Аннаклычев. – Но лошадь до такой степени имеет свой развитый ум, что все прекрасно понимает. Ее бить ни в коем случае нельзя. Она ответит тем же самым. Были такие случаи. Поэтому с ней надо терпеливо работать, гладить, просить, уговаривать: она все поймет и все сделает».
В 2011 году в Туркменистане открыли Международный ахалтекинский конноспортивный комплекс. Его площадь 90 гектаров. Здесь располагается крупнейший в стране ипподром, где проходят скачки и бега. И здесь же конюшни, в которых содержат около 400 лошадей ахалтекинской пароды. Живут они по строгому распорядку и режиму. В чистоте и невероятной заботе.
Международный ахалтекинский конноспортивный комплекс открыт в 2011 году
Как же эти кони прекрасны в солнечных лучах! Наверное, именно за это почти магическое свечение их и называли «небесными». У этих лошадей тонкая кожа и атласная шерсть. Среди ахалтекинцев часто встречаются соловая, буланая, игреневая масти, что большая редкость для представителей других пород. А уж изабелловая масть – лошадь, окрашенная в розовые тона и с голубыми глазами – воистину красота, достойная королей. Именно представителей этой породы традиционно дарили и дарят сильным мира сего. Стартовая цена ахалтекинца исчисляется сотнями тысяч долларов и может достигать миллионов.
Ахалтекинцы – лошадки с непростым характером
Ахалтекинцы знамениты не только красотой, но и выносливостью. Привычные к пескам, они преодолевали непростые караванные маршруты Шелкового пути. Вероятно, что через эти торговые трансконтинентальные дороги мир однажды и узнал об этих лошадях.
«Все иппологи пришли к единому мнению, что ахалтекинец – отец всей верховой породы в мире. То есть это самая древняя лошадь, – говорит Юсуп Аннаклычев. – В происхождении этой лошади не участвовала ни одна другая лошадь. Это сама по себе развитая порода. При этом кровь туркменских лошадей, это подтверждают многие ученые, течет во многих породах верховых лошадей».
Ахалтекинские лошади – раритетная и малочисленная порода. В мировых масштабах поголовье едва ли превышает отметку в 10 тысяч. При этом Туркменистан по-прежнему основной держатель этой породы. Ежегодно в последнее воскресенье апреля здесь отмечают День туркменского скакуна. Говорят, что это настоящий праздник не только для знатоков и ценителей. Но и для всех, кто просто покорен этой «небесной» красотой.
Читайте также: