29 марта исполняется 70 лет со дня рождения советского и российского актера, Заслуженного артиста РСФСР Александра Фатюшина, которого большинство зрителей запомнили по двум его ролям: капитана Афанасия Крыкова в телесериале «Россия молодая» и хоккеиста Сергея Гурина в кинофильме «Москва слезам не верит». В честь юбилея актера «МИР 24» рассказывает о том, как он чуть не погиб на съемках первого фильма и удивительным образом повторил судьбу своего персонажа из второго, а также о том, почему Фатюшин хотел сняться, да так и не снялся в двух фильмах Эльдара Рязанова.
За свою жизнь этот характерный актер сыграл более 50 ролей в кино, не считая театральных. А ведь актером Александр Фатюшин мог бы и не стать. Во всяком случае его родители, а также старшие брат и сестра горячо отговаривали его от этой профессии. Ну действительно – парень из простой рабочей семьи, и вдруг – на сцену.
Детство будущего актера прошло в Рязани. Семья была от искусства далека: отец, бывший фронтовик, работал водителем, мама трудилась на фабрике. У Саши были старшие брат и сестра. Семья жила в коммуналке в старинном деревянном доме, в самом центре Рязани. Кроме Фатюшиных там проживали еще три семьи, и все – родители, соседи, друзья – называли младшего Фатюшина Шуркой. Времена были не то чтобы совсем голодные, но трудные, хотя соседи всегда поддерживали друг друга. А его, всеобщего любимца, еще и подкармливали: Фатюшин вспоминал, как соседи выносили ему бутерброд с маслом, посыпанный сахаром – почти пирожное.
ФОТО: Уткин Игорь/Фотохроника ТАСС
Мальчишка с детства всерьез увлекался футболом и любовь к спорту пронес через всю жизнь. Позже в своей московской жизни он играл в актерской сборной, болел за команду «Спартак» и дружил со многими ее игроками: с Георгием Ярцевым, Олегом Романцевым, Ринатом Дасаевым. Да так, что частенько бывал на их семейных праздниках, а у вратаря Дасаева даже был свидетелем на свадьбе (ради этого ему пришлось прогулять спектакль в театре Маяковского, сказавшись больным).
О том, чтобы стать актером, Фатюшин задумался еще в школе. Все началось с просмотра фильма «Высота», после которого кумиром мальчишки стал актер Николай Рыбников. Вслед за старшим братом Виталием он записался в театральную студию Дворца культуры профсоюзов. Но если брат скоро охладел к театру, то Шурка, наоборот, скоро уже не мыслил себя без сцены. Дело в том, что студией руководил актер Рязанского драматического театра, заслуженный артист РСФСР Франк Белопольский, который вдохновенно рассказывал о театре и требовал от юных актеров полной самоотдачи на сцене. Все было по-взрослому.
Фатюшин со смехом вспоминал, что апофеозом его школьной артистической карьеры стало то, что он смог убедить театрального контролера пустить его в зал без билета. Точнее, тот не пускал, но проходивший мимо человек спросил: «Неужели так любишь театр?». Мужчина оказался работником сцены, провел парнишку, посадил его на балконе. «Мне спектакль очень понравился, сильное было впечатление, прямо потрясение!» – вспоминал актер.
В 1968 году Александр Фатюшин окончил школу и поехал в Москву, поступать в ГИТИС, хотя брат и сестра недоумевали: с нашей фамилией – и в актеры? Ну и фантазер ты, Шурка! С первого раза поступить не удалось, парень провалился на экзаменах и был вынужден вернуться домой и устроиться на работу помощником таксидермиста. Причем пока работал, он горячо жалел всех зверушек, из которых ему приходилось делать чучела: и лягушек, и птичку-козодоя, и хищницу-рысь.
В следующем году Фатюшин снова поехал поступать в ГИТИС. На этот раз он выбрал другое амплуа. В том году председателем приемной комиссии был главный режиссер Московского драматического театра имени Маяковского Андрей Гончаров.
И вот юноша, глядя прямо в глаза режиссеру, выпалил: «Вот ты, собака, ты ничего не понимаешь!» из чеховского «Разговора человека с собакой». Гончаров даже оторопел, но взял юного нахала на свой курс. Он называл Фатюшина «рязанским Брандо» и очень тепло к нему относился. Актер вспоминал: «Он мне был, как отец. Благодаря ему я достаточно быстро получил свою первую комнату на Преображенке. Когда мой отец умер, он сказал: «Ну вот, теперь я один у тебя остался». Он так и называл меня – сынок».
Уже на первом курсе Гончаров дал Фатюшину небольшую роль в театре имени Маяковского, и потом актер проработал в этом театре всю свою жизнь. Чаще всего ему доставалось амплуа «социального героя»: роли революционеров, рабочих, крестьян и военных. Он исполнил роли в таких спектаклях, как «Жизнь Клима Самгина», «Человек на своем месте», «Бег» и т.д.
В 1974 году Фатюшин дебютировал в кино, в фильме Алексея Коренева «Три дня в Москве». А уже через два года получил свою первую главную роль: сыграл сержанта Карпенко в ленте «Весенний призыв». За эту работу он был награжден на Рижском Всесоюзном кинофестивале премией «за лучшую мужскую роль». Актер и сам любил этот фильм и часто его пересматривал. Его жена актриса Елена Мельченко даже считала это главным недостатком своего мужа. В одном из интервью она в шутку пожаловалась: «Он любит смотреть фильмы со своим участием, причем по многу раз. И меня заставляет. Особенно ему нравится сержант Карпенко».
ФОТО: Людмилы Пахомовой /Фотохроника ТАСС
После «Весеннего призыва» Фатюшина стали снимать очень охотно: в год на экраны выходило по 2-3 фильма, в которых он сыграл.
Мало кто знает, что Фатюшин снялся в знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман», в роли мужа секретарши Верочки, но так и не попал на экран. Это была довольно большая роль, и много сцен с участием актера успели отснять, когда случилась беда: из-за серьезной травмы глаза Фатюшин попал в больницу. Эльдар Рязанов ждал его, сколько мог, но потом все-таки принял решение пожертвовать этим персонажем. В результате все реплики Верочка говорит в телефонную трубку, а герой Фатюшина так и остался за кадром.
Однако Эльдар Рязанов запомнил работу с актером. Через несколько лет Фатюшин признался ему, что очень хотел сыграть роль корнета Алексея Плетнева в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» – ту самую, которую в результате исполнил Станислав Садальский. Когда режиссер узнал, что Фатюшин постеснялся напроситься на эту роль, Рязанов сказал с искренним сожалением «Ну и дурак же ты!».
В 1979 году Фатюшин снялся в культовой мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Он сыграл роль хоккеиста Сергея Гурина, причем в изначальном варианте сцен с его участием было гораздо больше. Жаль, что отснятый материал по вине чиновников от кинематографа не вошел в окончательный вариант картины.
Так, из него целиком выпала вся история счастливой семейной жизни Людмилы и хоккеиста Гурина. В первой версии фильма были молодые и успешные Гурин и Людмила: красивые, как в западном кино. Он на пике славы раздавал автографы поклонникам. И что особенно обидно – из картины было вырезано множество удачных шуток, по одной единственной причине: они придавали шарма тем сценам, где герои выпивали. В картине было очень много по-настоящему смешного, но в очередной раз шла борьба с пьянством, и выпало немало хороших реплик. Тем не менее даже в урезанном варианте роль в этом фильме принесла Фатюшину всесоюзную славу.
Интересно, что его беспутный персонаж из фильма «Москва слезам не верит» был невероятно популярен среди хоккеистов. «Все хоккеисты любили Сашу за роль Гурина, очень уж хорошо он сыграл одного из нас, – вспоминал Вячеслав Фетисов, друг актера, в своем интервью. – Хотя вот ведь что удивительно: роль, прямо скажем, не самая героическая, Гурин – человек слабовольный, не может отказать тем, кто хочет с ним выпить, в результате оказывается на обочине жизни. Тем не менее ребята единогласно выбрали своим символом именно Гурина. Тут, я думаю, огромная заслуга Саши как актера. Он смог сделать своего героя таким обаятельным, что перед ним просто невозможно было устоять. Казался настолько своим, особенно для нашего брата-хоккеиста, что каждый был уверен: он знает этого человека много лет».
Однако журналисты и историки кино часто отмечали, что в своей реальной жизни актер в чем-то повторил судьбу своего героя. Начав карьеру очень успешно, он постепенно стал все чаще выпивать. Очень ценил дружеское застолье, всегда принимал много гостей и сам был душой компании. Он был щедрым в общении, никогда ничего не делал вполсилы: дружил – так дружил, любил – так любил. И пил, к сожалению, тоже от всей души. Постепенно это стало болезнью и не раз приводило к конфликтам и срывам.
ФОТО: ТАСС/Булдаков Олег
Не многие знают, что во время съемок знаменитого телесериала «Россия молодая» о петровском времени актер чуть не погиб. Александр Фатюшин сыграл в этом фильме главную роль – капитана таможенного войска Афанасия Крыкова.
В сцене повешения его героя актер накидывал на шею удавку и спрыгивал со ступенек. Но веревку подрезали плохо, и она не оборвалась. Жизнь актера могла прерваться в этот момент прямо в кадре, ведь никто ничего не понял и не пришел вовремя к нему на помощь. Спасло то, что узел был завязан неправильно, и актер, вцепившись в веревку, смог сам предотвратить беду. Но все равно он в этот день не смог больше сниматься, а след на шее остался и был виден еще долго.
За 30 лет своей актерской карьеры Александр Фатюшин снялся более чем в пяти десятках фильмов. Среди них «Одиночное плавание», «34-й скорый», «След черной рыбы», «Кодекс молчания», «Кровь за кровь» и многие другие популярные отечественные фильмы. Но не многие знают, что ролей у Фатюшина могло бы быть еще больше, но он проявлял принципиальность и не всегда соглашался на предложения режиссеров.
Александр Митта звал Фатюшина в свой фильм «Граница. Таежный роман». Но актер отказался: устал вечно играть военных в кино. Хотя и режиссера он очень уважал, и деньги в тот момент ему были очень нужны. Фатюшин отказывался сниматься в рекламе и никогда не ходил по собственной инициативе на кастинги: считал ниже своего достоинства «сдавать экзамен на талант».
Он мог сняться в главной роли в фильме «Кин-дза-дза»: Георгий Данелия уже утвердил Фатюшина на эту роль, но в театре его не отпустили на съемки. Режиссер Пчелкин уговаривал актера сняться в «Петербургских тайнах», но тот отказался сниматься в сериале. В результате эту роль блестяще сыграл Николай Караченцов.
Фатюшин был очень популярен у женщин, однако до 35 лет он не женился. Ходили слухи, что еще в юности он без памяти влюбился в знаменитую актрису, но она была замужем и не решилась уйти от мужа. Это было правдой: целых 15 лет длился его тайный роман, о котором знали лишь единицы.
Его любимой была актриса Ирина Калиновская, которая была замужем за известным театральным деятелем и педагогом Леонидом Калиновским. У Ирины были ключи от квартиры Александра, они тайно встречались, но ее пугало то, что Фатюшин много пил.
Роман был красивым и пылким: Фатюшин любил удивлять и восхищать любимую. Мог посадить ее на поезд, а потом броситься в аэропорт, чтобы прибыть раньше и на перроне встречать ее с охапкой роз. Однако она так и не решилась променять статус жены профессора на перспективу стать супругой очень популярного и эффектного, но пьющего и поэтому не слишком надежного молодого актера.
Когда в жизни Фатюшина появилась его будущая жена, молодая актриса Елена Мольченко, прежний роман актера уже исчерпал себя. То же самое произошло и с самой Еленой. Хотя она и была не свободна, но ее гражданский брак явно переживал кризис и готов был развалиться.
ФОТО: ТАСС/Яковлев Александр
Красавица Елена пришла работать в театр Маяковского в 1985 году, после окончания ГИТИСа. Фатюшин ее потряс сразу, но девушка даже не думала об отношениях с ним. Тем более что в театре вокруг него всегда вились другие женщины. К тому же, ходили слухи о романе Фатюшина с Натальей Гундаревой, однако они были просто очень дружны, но любовниками никогда не были.
В начале 1986 года Александр и Елена случайно разговорились по дороге из театра, и тут оказалось, что у них много общего.
Роман был стремительным: Фатюшин фактически отбил Елену у своего коллеги – актера Анатолия Лобоцкого. «Однажды он приехал ко мне в общежитие и сказал: «Поехали ко мне, будешь моей женой!» – рассказывала Елена. – Он был старше на 12 лет, а мне, знаете, все равно было – любовь».
Их брак оказался полной неожиданностью для всего театрального коллектива: романа между актерами никто из коллег не заметил. Но брак этот оказался прочным: они прожили вместе 17 лет, до самой смерти актера. О пристрастии Фатюшина к алкоголю его жена узнала только после свадьбы. «Саша оказался стихией, которую невозможно удержать, – рассказывала она. – Человек без возраста: все-таки внук гусара – вечно разбитной юноша». Она и не удерживала – любила таким, каким он был. Из жизни Фатюшин ушел рано – ему было всего 52 года. У актера случился инфаркт, когда он дома смотрел футбол по телевизору.