Экологичность ведения хозяйства – тренд последних лет. Есть немало компаний, которые предлагают услуги по установке и обслуживанию солнечных модулей. Насколько эффективным может быть перевод дома на альтернативную энергию в России и можно ли это сделать, телеканалу «МИР 24» рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков.
- Насколько эффективно использовать солнечные батареи в средних российских широтах?
Игорь Юшков: Основной вопрос – экономический, насколько рентабельно у нас развивать возобновляемую энергетику: и солнечные панели, и ветряки. Все упирается в деньги, пока что мы видим такую практику: если у кого-то свой частный дом, если есть доступ к традиционной энергетике, то есть они могут получать электроэнергию из общей сети, тогда солнечные панели неконкурентоспособны, потому что стоимость электроэнергии из общей сети невелика, а затраты на установку комплекта оборудования для получения энергии от солнечных панелей довольно велики.
Помимо солнечных панелей нужно купить систему накопления, аккумуляторы, и только вместе это будет работать. У нас не так много солнечных дней, но это не основная проблема. Современные солнечные панели работают, когда солнце заходит за тучу. Основная проблема – это себестоимость самого оборудования и соотношение с возможностью получать электроэнергию из общей сети. Там, где нет такой возможности, где изолированный объект, и нужно строить эту сеть, когда затраты на строительство будут большими, там есть смысл развивать автономную электроэнергетику, в том числе за счет солнечных панелей. Этот вариант можно рассматривать.
Стоит отметить, что солнечные панели в России производятся в небольшом количестве, многие из них иностранные. Производство солнечных панелей – не самое экологически чистое, и аккумуляторов, и накопителей, поэтому люди, которые говорят, что возобновляемая энергетика спасет весь мир, он станет чистым и зеленым, им надо задуматься, из чего делают солнечные панели и аккумуляторы к ним. Это довольно грязное производство. Там, где добывают тот же самый литий, это места, где нам не хотелось бы, наверное, жить.
- В южных регионах были успешные проекты умного дома, где он сам себя обеспечивает светом и теплом. Насколько это может быть затратно? Какие именно факторы на это влияют?
Игорь Юшков: Первый фактор, который влияет, насколько дорог будет пассивный дом, который сам себя обеспечивает, это температура окружающей среды. На юге построить такие пассивные дома проще, там должна быть система утепления, современные строительные материалы позволяют строить пассивные дома в России, особенно, если мы говорим про южные регионы – Краснодарский край, Крым. Можно это делать, но эти стройматериалы не такие массовые, как обычные, либо нужно делать очень толстую стену из того же пенобетона.
И второй элемент – автономная система ввода нагрева и получения электроэнергии. Здесь можно использовать небольшие ветряки либо солнечные панели – они удобнее и проще в бытовом исполнении. Есть также всевозможные тепловые насосы, которые используют геотермальное тепло, но здесь вопрос в том, что это все нужно обслуживать. Основной статьей расходов в данной системе при получении солнечной энергии будет система аккумуляторов. Саму панель поставил, она работает, но аккумуляторы дорогие и постепенно теряют свою емкость.
Мы даже на смартфонах можем это заметить, что постепенно он быстрее разряжается, так же происходит с аккумуляторами. Пока значимого прогресса глобального в мировой технике не происходит, иначе, может быть, возобновляемая энергетика победил бы, и везде была бы одна зеленая энергетика. Затраты, в основном, идут на систему накопления энергии, и это основная проблема.
- Если умный дом отапливать не на юге, а в средней полосе, цена будет намного выше?
Игорь Юшков: Да, это довольно затратно. Вам потребуется довольно большая площадь, чтобы разместить больше солнечных панелей, потому что мы говорим, скорее, про пассивный дом, к которому не подходят другие коммуникации – нет электроэнергии из сети, нет газопровода, и там единственная возможность получить электроэнергию – это солнечные панели. Но, чтобы отапливаться постоянно солнечными панелями, не использовать, например, дровяную печь, это будет сложно. Основные затраты пойдут именно на отопление – нужно будет очень сильно утеплиться, подумать насчет размера окон – через них основные энергопотери проходят, поэтому я бы не рискнул делать такой пассивный дом. Хотя бы дровяную печь для отопления всегда нужно устанавливать, потому что солнце не гарантирует вам полное энергообеспечение.
- Насколько сложны такие системы в эксплуатации?
Игорь Юшков: Монтаж должны выполнить профессионалы, кто понимают, как это должно работать, по сути, это отдельная система проводки, вам в дом надо завести питание от самих панелей, электроэнергия будет сначала приходить в эти аккумуляторы, а потом расходиться по общедомовой проводке, по розеткам, выключателям и так далее. Здесь немножко сложнее, чем бытовая починка выключателя.
Обслуживать современные системы довольно легко. Не надо туда лезть, датчики вам все подскажут, что сломалось, достаточно или недостаточно энергии, насколько хватит запасов в аккумуляторе, и когда нужно будет выключить прибор.
- В 2020 году был принят закон о микрогенерации, благодаря которому люди могли продавать энергетические излишки. Насколько этот закон оказался рабочим?
Игорь Юшков: Пока мы видим создание нормативной базы в этом направлении. Действительно, представляется, что это будет определенным подспорьем для развития возобновляемой энергетики, потому что если ты сам потребляешь от солнечных панелей, например, энергию, то они, допустим, у тебя не окупаются, по сравнению с тем, если бы ты брал энергию из общей сети, сколько бы ты платил. Предполагается, чтобы убрать эти убытки, человеку можно дать возможность зарабатывать, то есть продавать лишнюю энергию в сеть, но пока это разрешили на уровне законодательства. Нужны дальше подзаконные акты, всевозможные инструкции, как это на практике реализовать.
Поэтому на практике сейчас никто из физических лиц обратно в сеть энергию не продает, еще нужна соответствующая нормативная база, как это все будет происходить, кто должен подключить тебя, какие деньги тебе за это надо платить, как устанавливается этот тариф, который тебе будут платить, какие приборы. Самое важное, что, может, растянет эту возможность на долгие годы, отдалит ее, это то, что подобная система завязана на установку по всей стране так называемых умных сетей – Smart grid, которые, получая из множества источников, а не с одной электростанции электроэнергию, будут сами автоматически распределять ее среди тех потребителей, которым она нужна.
По сути, необходимо обновить полностью все сетевое хозяйство, перевести с обычных электросетей на Smart grid – это может занять и пять, и десять лет.
- Видите будущее у таких независимых энергосистем в средней полосе России? Что нужно сделать, чтобы солнце на нас работало активнее?
Игорь Юшков: Для России вопрос заключается в том, а нужно ли в принципе это делать. Ведь возобновляемая энергетика традиционно развивалась там, где не было альтернативы, где не было других источников энергии, в частности, углеводородов, газа. Россия – мировой лидер по запасам газа, поэтому здесь большой вопрос, нужно ли это нам.
В Европе, если у них было столько запасов газа, как в России, я очень сомневаюсь, что они бы сейчас рассказывали нам про глобальное потепление, необходимость ВИЭ и так далее. Поэтому вопрос – зачем, а дальше уже можно говорить о том, как это мы будем развивать.
Я думаю, в России будет развиваться ветровая энергетика и солнечная. Может, отдельно для производства водорода, потому что с помощью возобновляемой энергетики можно производить так называемый зеленый водород и продавать его в Европу. Может быть, это будет экспортоориентированная отрасль, но пока она экономически неконкурентоспособна по сравнению с традиционной энергетикой – газовой, атомом.
Подробнее в сюжете: Природные катаклизмы