Никто не забыт. В окрестностях Малгобека – это город в Ингушетии – работает экспедиция по поиску останков красноармейцев, погибших в конце 1942-го. Участвуют местные активисты, а также гости из Дагестана и Нижнего Новгорода, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Станислав Кантемиров.
С помощью металлоискателя поисковики сканируют склоны. Аппарат пищит часто: земля здесь усеяна стреляными гильзами, патронами, осколками от разорвавшихся мин.
«Неизбежно это лопата и щуп. Потому что щуп – это главное орудие поисковика. Прощупывая землю, мы можем на глубине определить, что там находится», – пояснил боец поискового отряда «Курган» Алексей Михайлов.
Нижегородец Алексей Михайлов не первый год в поле. Миноискателям и глубинникам предпочитает щуп. С его помощью накануне были обнаружены останки пятерых красноармейцев.
«Надо понимать, что у тебя на конце щупа находится – будь то стекло, камень, целинная земля. Вот, что-то скрежещет. Надо проверять», – отметил Михайлов.
В бывших окопах и блиндажах активно орудуют лопатами. Итальянец Алессандро Кальо – поисковик-волонтер. Накануне поднял своего первого бойца.
«Если мы сейчас свободны – не только в России, не только в Ингушетии, а я имею в виду по всему миру – это благодаря этим солдатам. У меня в семье, в Италии, многие предки в то время участвовали в партизанских битвах. В память о них я участвую в этом движении», – говорит боец поискового отряда «Курган» Алессандро Кальо.
На счету итальянца – уже серьезная находка. Кальо расширял зону раскопа и нашел солдатский смертный медальон.
«Прапор, прапор, медальон! Медальон!» – кричит Кальо.
Уже второй с начала экспедиции. Вскрыть решили на месте. Так поисковики и возвращают бойцов из небытия.
«Это экзаменационный билет. Смотри, на другой стороне: Новоселов Михаил Филиппович, 1909 год, Марийская АССР, деревня Липовцы. Ох ты. Нам повезло, что не попал воздух, бумага сухая – отличная просто. А это, скорее всего, вопрос экзаменационного билета», – говорит поисковик.
Один из миллионов пропавших без вести. Один из 120 тысяч красноармейцев, погибших на Малгобекском оборонительном рубеже.
Наступление немцев на Малгобекском направлении началось в сентябре 1942-го. Здесь, на склонах Терского хребта, шли ожесточенные бои. Поисковики в земле находят армейские противогазы. В них практически отсутствует резина. Ее нарезали на жгуты, чтобы перевязать раненых.
Осенью 1942 года вермахт перебросил под Малгобек элитную моторизованную дивизию СС «Викинг», надеясь таким образом прорвать оборону города и выйти к нефтеносным районам Северного Кавказа. Четыре месяца жестоких боев не сломили защитников Малгобека.
«Мы сейчас находимся на первом ряду обороны. Нельзя было дать им возможность взять Терский хребет. Если они берут Терский хребет, выходят в Алханчуртскую долину и идут напрямую на Грозный», – рассказал руководитель регионального отделения поискового движения России по Республике Ингушетия Беслан Дзейтов.
Весенняя часть экспедиции в Ингушетии завершится в середине апреля. Пока же поисковики работают весь световой день. В редкие минуты отдыха на склонах Терского хребта звучит песня на итальянском – в память о погибших солдатах.
За несколько дней поисковики обнаружили останки 12 бойцов и один солдатский медальон. Погибшим оказался 17-летний Бабиев Михаил Иванович, родом из Моздока.