В эти выходные телеканал «МИР» покажет всенародно любимый сериал «Две судьбы». Эта история о приключениях двух подруг из провинции покорила миллионы зрителей. Съемки начались в 2002-м, а закончились лишь в 2008 году – было отснято четыре сезона, всего 56 серий. Режиссеры сериала Владимир Краснопольский и Валерий Усков спустя годы признаются: они и представить не могли, что из достаточно неприхотливого (во всяком случае, по началу) сюжета выйдет настоящая русская «Санта-Барбара»! Тем не менее успех первого сезона показал: зрители жаждут продолжения! Создателям сериала ничего не оставалось, кроме как показать историю взросления детей главных героинь, где переплетаются уже другие две судьбы, закрученные в вихре любовных драм, опасностей и тяжких испытаний.
История начинается в 1960-х годах: две деревенские подруги Вера и Лида, как и все молодые девушки, мечтают встретить свою любовь и завести семью. За Верой ухаживает член местного сельсовета Иван, у красавицы Лиды тоже масса поклонников. Но все меняется, когда из Москвы на практику приезжает аспирант Степан. Между ним и Верой тут же вспыхивает любовь, но Лида решает: вот он – ее шанс вырваться из захолустья. Девушка подставляет подругу, в результате Степан порывает с Верой и возвращается обратно в Москву. Лида следует за ним и вскоре женит его на себе. Убитая горем Вера от безысходности принимает предложение Ивана о замужестве, вскоре они тоже переезжают в столицу. Идут годы, в обеих семьях подрастают прекрасные девочки. Но когда судьбы бывших подруг вновь пересекутся, Лида узнает страшную тайну Веры: оказывается, их дети – от одного отца...
За шесть лет съемок чего только не случилось на съемочной площадке киноленты: актеры женились, разводились, становились друзьями и соперниками. А самое удивительное то, что всего этого могло бы не быть, если бы до режиссера Владимира Краснопольского чисто случайно, по цепочке, не дошла рукопись авторства простого московского пенсионера. Подробнее об этом расскажем прямо сейчас.
Кадр из сериала «Две судьбы» реж. В.Краснопольский,В.Усков, Телефильм, ЗАО Народное кино, 2002-2008
Москвич Семен Малков много лет проработал в НИИ инженером, занимался созданием авиационной техники и если брался за перо, то из-под него выходили в основном серьезные научные работы. Но было у Семена Наумовича интересное хобби, о котором мало кто догадывался: он писал романы! Писал, правда, в стол, нигде не издавался. Но в голове у него зрел поистине «наполеоновский» план: Малков мечтал, чтобы когда-нибудь по его книге сняли качественный и по-настоящему народный русский сериал, который по рейтингам не уступал бы западным мыльным операм. Помочь талантливому автору решила подруга его сестры.
Женщина была знакома с режиссером Владимиром Краснопольским (они ходили в одну поликлинику) и однажды, улучив удобный момент, вручила ему рукопись Малкова. Это был его самый первый роман, написанный еще в 1997 году. Краснопольский сценарий взял, но больших надежд на него возлагал, считая, что перед ним – очередной труд неопытного графомана. Однако решил пролистать текст и... не сумел оторваться. В тот же день он позвонил своему коллеге Валерию Ускову и убедил его немедленно прочесть рукопись. Вскоре режиссеры связались с Малковым и предложили ему сотрудничать.
Сериал пользовался бешеным успехом: его крутили в прайм-тайм, рейтинги зашкаливали. Сам того не ожидая, Семен Малков внезапно стал востребованным писателем и вскоре после окончания первого сезона «Двух судеб» вынужден был вновь засесть за романы. Так на свет появились «Две судьбы-2 (Голубая кровь, Золотая клетка)», Две судьбы-3 (Похищение, Обман), Две судьбы-4 (Поледнее искушение, Эпилог), а вслед за ними трилогия «Вертикаль жизни», «Сила любви», «Новогодний заказ», «Любовь и долг» и другие книги, многие из которых были экранизированы.
В основе сериала – переплетение судеб двух женщин, а впоследствии их семей вплоть до третьего колена. Но мало кто знает, что и судьбы создателей киноленты неразрывно связаны! Ведь Владимир Краснопольский и Валерий Усков – троюродные братья. Они родились в один год с разницей чуть больше полутора месяцев: Валерий Усков появился на свет 22 апреля 1933-го, а Владимир Краснопольский – 14 июня. Оба брата родились и выросли в Свердловске (ныне Екатеринбург) и окончили режиссерский факультет ВГИКа; они даже попали на один и тот же курс – в мастерскую советского кинорежиссера-документалиста Ильи Копалина. Но первые спектакли они начали ставить гораздо раньше – еще на сцене школьного театра.
С 1963 по 2015 год все фильмы и сериалы Усков и Краснопольский режиссировали совместно, вместе писали сценарии. Работать по отдельности они начали лишь в 2016 году. Их тандем оказался на редкость плодотворным: на счету братьев такие знаменитые киноэпопеи, как «Неподсуден», «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов» и многие другие.
Как это всегда бывает, персонажи произведения со временем становятся не отделимы от актеров, которые их играют. Поэтому если вдруг по каким-то причинам в сериал на уже существующую роль вводят другого актера, зрители, как правило, негодуют. Причем, негодуют не меньше, чем в случаях, когда создатели решают вовсе избавиться от героя!
По этой же причине для поклонников «Двух судеб» не существует иной Веры, кроме Екатерины Семеновой, и в образе Лиды они видят исключительно Анжелику Вольскую. Однако Семен Малков однажды проговорился в интервью: первоначально он видел своих героев совсем другими.
«Я сам участвовал в отборе актеров, – рассказывал Семен Наумович. – На Лиду пробовали Лидию Вележеву: именно такой я видел свою героиню. Но режиссеры искали актрису без шлейфа прошлых ролей. И Анжелика Вольская после премьеры проснулась знаменитой. Роль Веры планировали дать актрисе Маше Куликовой, но я высказался против – уж слишком она красива для Веры, засидевшейся в девках. Куликова на меня даже обиделась. Но в фильме она превосходно сыграла дочку Лиды Надю».
В итоге Семенова на финальных пробах получила отказ и, расстроенная, уехала на дачу. Но внезапно ей позвонил Валерий Усков и предложил попробоваться еще раз. Однако девушке предстояло пройти еще одну серьезную проверку.
«Я вызвал Катю в костюмерную и предложил раздеться. Мне нужно было убедиться, что у этой женщины с глазами Наташи Ростовой есть фигура, ведь мы планировали постельную сцену. У Кати идеальные формы, она превосходно сложена. И я окончательно решил, что играть должна она. А от постельной сцены мы потом отказались», – рассказывал журналистам Усков.
Впрочем, откровенные сцены в сериале все-таки были. Хотя, по признанию Семена Малкова, еще на этапе работы над сценарием его супруга нет-нет да и вычеркивала из него эротические сцены. Но автор стоял на своем: пошлости быть не должно, но и ханжества тоже! К примеру, внучку Лиды Дашу, которую сыграла Анна Горшкова, сначала хотели сделать совсем невинной девочкой. Но потом сценарист решил добавить героине любовного опыта. Впрочем, сцена получилась более чем целомудренной: дело в том, что мама юной актрисы категорически запретила ей раздеваться в кадре! Девушка не могла не повиноваться, и режиссеры уступили.
Кадр из сериала «Две судьбы» реж. В.Краснопольский,В.Усков, Телефильм, ЗАО Народное кино, 2002-2008
Были у сценариста и сомнения по поводу исполнителей главных мужских ролей. На роль москвича Степана Розанова, в которого влюбляются обе героини, первоначально претендовал Вадим Пожарский. Но в итоге персонажа сыграл другой актер – Дмитрий Щербина. Правда, поначалу Малков сомневался в правильности этого выбора.
«Когда искали актера на роль столичного соблазнителя, я видел его этаким писаным красавцем, от которого не только деревенские дурочки млеют, но и московские барышни. Так что, увидев Дмитрия Щербину, я было засомневался. Но когда увидел его в работе, понял, что угадали правильно! Мало кто сравнится с его обаянием!» – признавался писатель.
Актера на роль карьериста Ивана тоже нашли не сразу. Создатели выбирали между двумя уже снискавшими народную любовь и славу артистами – Анатолием Журавлевым и Александром Моховым.
«Когда мы смотрели сцены в полях, Анатолий был бесподобен, но в роли партийного карьериста он сильно проигрывал Мохову. А ведь в романе мой Иван – не русский богатырь, а такой неказистый мужик, и нос у него «валенком». И когда я увидел пробы с Моховым, то решил отстаивать именно его», – признался Семен Малков.
Мохов и сам очень хотел сыграть эту роль, даже специально сбросил вес. Но режиссеры решили остановить свой выбор на Журавлеве. Узнав об этом, актер расстроился и, чтобы отвлечься, решил выпить, а в результате ввязался в драку. Вскоре после этого пришло сообщение: Мохова все же утвердили. На съемочную площадку он пришел с огромным фингалом. Но решение было найдено: в сценарий включили сцену, где выясняется, что Иван защищал девушку от хулиганов.
Были в актерском составе и другие замены. Так, актриса Ольга Понизова, игравшая дочь Веры Светлану, отказалась от участия во втором сезоне сериала, ее заменила Мария Аниканова. А роль сдельщика Льва Яневича должен был исполнить всеми любимый артист, сатирик и губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Однако 7 августа 2005 года он трагически погиб в автоаварии. Роль Яневича в итоге исполнил Анатолий Равикович.
На протяжении всех 56 серий в сериале кипят огненные страсти: любовь, измены, дружба, предательство и даже убийство – все смешалось в один большой клубок, от которого зритель, как любопытный котенок, не в силах оторваться. Но когда камера выключалась, с участниками этого действа происходили не менее удивительные и судьбоносные вещи.
Согласно сюжету, характеры Веры и Лиды диаметрально противоположны: Вера – скромная, тихая, добрая девушка, которая никогда никому не завидовала и не делала зла; Лида – бойкая, нагловатая кокетка, вокруг которой вечно вьются мужчины, но она мечтает ухватить того самого принца – побогаче и поуспешнее. Из-за ее интриг Вера в самом начале сериала расстается со Степаном, а подруга прибирает его к рукам. В реальности же все оказалось совсем наоборот!
Личная жизнь Екатерины Семеновой, сыгравшей Веру, к началу съемок не клеилась: она развелась с мужем и одна воспитывала двоих детей. Но в один из дней она познакомилась с актером по имени Алексей, и у них завязался роман. Семенова буквально светилась от счастья. А вот у ее коллеги Анжелики Вольской все вышло с точностью до наоборот: сериал в буквальном смысле разрушил ее счастье.
Для Вольской роль Лиды была первой крупной работой в карьере: она цеплялась за нее изо всех сил, репетировала ночами, почти не появлялась дома. В какой-то момент муж Анжелики не выдержал и выдвинул ультиматум: либо он, либо карьера. Но Вольская не могла бросить профессию, которая стала делом всей ее жизни. К концу сериала супруги развелись.
Еще один яркий роман возник между исполнительницей роли Нади, Марией Куликовой, и Денисом Матросовым, сыгравшим друга ее экранного мужа (Вячеслав Кулаков). Позднее актриса рассказывала, что, когда впервые увидела Дениса и Вячеслава вместе, не сразу догадалась, кто из них будет играть ее супруга. В конце концов сердце выбрало по-своему. Мария и Денис поженились и составили прекрасную пару, у них родился сын Иван. И, хотя спустя 12 лет их пути разошлись, бывшие супруги до сих пор сохраняют хорошие отношения.
Самым прытким оказался, пожалуй, Дмитрий Щербина: он не стал искать любовь на съемочной площадке, а сам привел ее туда! Во время кастинга ко второму сезону проекта актер привел на пробы свою подругу – актрису Ольгу Павловец. Ее утвердили на роль Юлии Яневич. Пока шла подготовка к съемкам, Дмитрий и Ольга успели пожениться, а вскоре выяснилось, что девушка беременна. Пришлось срочно искать другую актрису на ее роль, а радостное событие шумно отметили всем коллективом.
События сериала охватывают период длиной в более чем 30 лет: действие начинается в 1960-х и завершается в 1990-х годах. Такое масштабное путешествие во времени требовало и физических: съемочная группа не только исколесила пол-России (съемки велись в Москве, Дмитрове, Калуге, Обнинске, Звенигороде, Выборге, на Алтае), но и побывала в других странах – в Париже, на Кипре и даже в Бразилии!
Как впоследствии признавались актеры, поездка во Францию стала для них самым страшным испытанием. Несколько сцен снимали в бедном негритянском квартале. Местные жители оказались не очень рады людям с микрофонами и камерами, так что киношникам пришлось быстро снимать нужные кадры и срочно ретироваться. А вот на Кипре актеров приняли за футболистов, приехавших на сборы: все из-за того, что в перерывах между съемками они часто гоняли мяч на местном стадионе.
Любопытная история произошла и со съемками в Бразилии. Вот как вспоминал об этом Валерий Усков: «Один эпизод снимали в Бразилии, где говорят на португальском языке. Когда в августе назад вернулись, нам срочно нужно было делать озвучание. А как быстро найти человека, владеющего португальским? Хотели пригласить из нашей сборной португальских футболистов. Но их гонорары не совпадают с актерскими. На наше счастье, нашлась профессура. Пришли почтенные мужи, дали визитные карточки – все доктора наук. Спрашивают нас, что нужно озвучивать. Мы показываем им одну сцену в борделе, вторую – на бензоколонке, где насилуют героиню. Было не очень ловко перед учеными, но они вошли в наше положение...»
Кстати, неблагополучный район на окраине Парижа – не самое страшное место, которое засветилось в сериале. Некоторые сцены были отсняты в самой настоящей действующей колонии строгого режима. Более того, многие заключенные оказались поклонниками саги и даже сами предложили создателям свои услуги в качестве актеров массовки.
А вот во время съемок под Выборгом «массовка» в кадре возникла совершенно незапланированно. Речь идет о сцене, в которой двое героев пробираются по тайге, чтобы встретиться со старателем. Прозвучала команда «Мотор!», как вдруг оператор закричал: «Стоп! Посторонние в кадре!» Посторонними оказались местные грибники, которые набрели на поляну и срезали все реквизитные грибы! Впрочем, узнав, в чем дело, местные жители тут же отдали киношникам весь свой кузовок с грибами.