Ежегодно в третью субботу апреля все мировое цирковое сообщество празднует Всемирный день цирка. Одним из главных цирков России сегодня является Московский Цирк Никулина на Цветном бульваре. Им руководит Максим Никулин, сын Юрия Никулина, а помогает ему в этом Юрий – тезка и внук великого артиста.
Корреспондент «МИР24» узнала у Юрия Никулина-младшего, как устроен современный цирк с животными, почему он сам не стал артистом и как Цирк на Цветном переживает последствия пандемии коронавируса.
– Насколько популярен цирк сегодня? Кто его основная аудитория?
– Цирк был, есть и, я надеюсь, будет популярным всегда. Основная его аудитория это, конечно же, родители с детьми. В чуть меньшей степени, но все же посещают и компании ребят в возрасте 20+.
– Способен ли классический цирк конкурировать с современными шоу, в которых используются новые технологии в виде, например, спецэффектов?
– У нашего цирка конкурентов нет. Кто бы что ни говорил про современные шоу и спецэффекты, но классический цирк все равно остается востребованным, особенно с участием животных.
– Цирк на Цветном бульваре славится своими знаменитыми артистами цирка: клоун Карандаш, дуэт Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Кого на сегодняшний день можно назвать визитной карточкой цирка?
– Все зависит от жанра. Последние 8-10 лет возвращается тенденция, когда люди ходят именно на выступление артиста, персонажа, вне зависимости от того, клоун это или дрессировщик животных. Если говорить о дрессуре, то слоны – это, безусловно, династия Корниловых, хищные кошки – Багдасарова, Запашные. Если говорить про клоунов, то кому-то нравится Дэвид Ларибле из Италии, кому-то Володя Дерябкин, другие в восторге от трио «Без носков». Здесь каждый найдет что-то для себя.
Фото: Гердо Владимир/ТАСС
– Сегодня отношение людей к зоопаркам и циркам, где выступают животные-артисты, неоднозначное: распространено мнение, что над животными издеваются, содержат их в плохих условиях. Что бы вы могли сказать по этому поводу?
– Эти мысли целиком и полностью безосновательны. Более того, вы говорите «распространено мнение», я с этим не соглашусь. Первый вопрос, который нам задают зрители, когда мы запускаем программу: «Какие животные работают?». Касаемо того, что говорят о плохом содержании животных в стенах цирка – пожалуйста, приходите, смотрите, мы ничего не скрываем. Можно посмотреть, как проходят репетиции, в каких условиях живут животные. Есть статистика – животные в зоопарке живут дольше, чем на воле, а животные в цирке живут дольше, чем в зоопарке. Мы не говорим о том, что цирк должен быть только с животными, нет, он должен быть разным, для всех и для каждого.
– А как животные попадают на арену цирка?
– Несколькими способами. Первый и самый банальный – есть специальные места, где их продают. Второй – когда животное рождается в цирке. И третий, он в последние годы менее популярен, но тем не менее имеет место быть – лесники приносят маленькое животное, родителей которого убили браконьеры, одни они просто-напросто не выживут.
– Может быть такое, что животное не поддается дрессуре?
– Может. Задача дрессировщика не научить животное тому или иному трюку, а распознать в нем талант. Тут, как и с людьми, есть те, которые могут стоять на проволоке, а есть другие, которым это физически не дано. Сколько ты не будешь истязать тигра, он не сможет стоять на проволоке, в отличие от медведя. Поэтому задача дрессировщика понять, на что способно животное.
– Значит, дрессировщик должен сам найти подход к животному…
– Конечно. Дрессировщики – это психологи, которые разбираются в животных и относятся к ним, как к детям, а порой даже и лучше. Вы же не будете бить и истязать своего ребенка, если он не может стоять. Вся дрессура и изучение трюков в детстве происходит через игры, через силу никто работать не будет.
– У артистов есть какие-то суеверия?
– Каждый по-своему суеверен. Есть банальные цирковые вещи из серии «нельзя сидеть спиной к манежу», «нельзя за кулисами грызть семечки», «нельзя считать заработанные деньги», а дальше у каждого артиста, скажем так, свои заморочки. Кто-то молится перед выходом, кто-то слушает пять минут музыку.
– Чем артист цирка отличается от артиста, например, театра?
– Артист цирка отличается от любого другого артиста. Если мы сравниваем с театром, то здесь актер скажет: я отыграл спектакль, а артист цирка: я отработал. Накануне спектакля ты можешь почувствовать себя плохо и не прийти, тебя подменит дублер, в цирке же нельзя просто взять и не прийти. У нас не считается каким-то достижением или поводом для гордости, когда артист выходит с температурой 40 или травмой, ты либо работаешь, либо нет. Нельзя также вполсилы пройтись по канату на высоте 12 метров или держать пирамиду из четырех человек.
– Можно ли говорить, что в целом цирковое искусство – это призвание целой семьи?
– Цирк вообще состоит в основном из династий. Дети, у которых родители артиста цирка – это в прямом смысле обреченные дети без детства. Они, рожденные в опилках, как у нас говорят, начинают ходить на руках быстрее, чем на ногах. Многие из них не знают, что такое нормальная школа, потому что постоянные гастроли и переезды не позволяют этого узнать. Сейчас, конечно, все гораздо проще. Многие молодые артисты понимают, что цирк это не навсегда, что может случиться все, что угодно. Они идут на цирковую режиссуру, менеджмент, получают высшее образование.
– Вы никогда не думали о том, чтобы работать в цирке не руководителем пиар-службы, а стать артистом?
– В классе седьмом-восьмом у меня было желание работать в жанре воздушного полета, я даже пробовал это дело. Но потом я поставил на одну чашу весов каждодневные многочасовые репетиции, работу с режиссерами, балетмейстерами и детство с дворовым футболом и друзьями. Понятно, какая чаша перевесила, но я абсолютно не жалею.
– Ваш дедушка, Юрий Владимирович Никулин, когда-нибудь говорил о том, какое будущее ждет цирк, как отдельное явление? Может быть, он делился своими мыслями по поводу выступлений?
– Когда его не стало, мне было 11 лет. Ребенку такие вещи малоинтересны. В сознательном возрасте я очень много времени проводил с бабушкой, Татьяной Николаевной, от которой много всего узнал и услышал. Сейчас я жалею о том, что не записывал это.
– Тогда, наверное, все эти рассказы казались не такими важными…
– Да. К тому же, никогда не задумываешься о том, что все мы гости в этом мире. Казалось, что к бабушке ты можешь приехать в любой момент и поговорить.
– В этом году исполняется 80 лет с начала Великой Отечественной войны. Юрий Владимирович прошел всю войну и был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Вы отмечаете как-то по-особому День победы?
– Есть традиция, 9 мая мы, цирковые артисты, друзья, коллеги, ветераны, встречаемся на Новодевичьем кладбище на могиле дедушки. Общаемся, вспоминаем, выпиваем по рюмке и разъезжаемся. Дальше, если нет каких-то срочных дел, встречаемся небольшим кругом. Сложно назвать это днем памяти, скорее, просто повод встретиться всей семьей и пообщаться. Каждый день видеться не получается, это мне повезло – я вижу отца каждый день.
– Максим Юрьевич – ваш отец, руководитель Цирка на Цветном. Тяжело работать, когда папа – начальник?
– Все зависит от человека. На работе он Максим Юрьевич, а дома папа. Я это прекрасно разделяю, знаю границы. Да, безусловно, иногда могу себе позволить больше, чем любой другой рядовой сотрудник. Понятное дело, что я его не посылаю при всех, как и он меня в угол не ставит, но бывают моменты, когда за что-то «прилетает», он может и отчитать, и приказать что-то выполнить. Есть рабочие моменты, которые требуют выполнения, и порой они требуют жесткости. Более того, я уже автоматически частенько называю отца по имени и отчеству даже дома.
– Пандемия коронавируса как-то отразилась на цирке?
– Безусловно. Как и на всех – отрицательно. Нашему цирку повезло в меньшей степени, потому что он частный. У нас нет ни спонсоров, ни меценатов, ни дотаций, ни субсидий. Поэтому самая основная потеря – финансовая. За этот период мы потеряли порядка 300 млн собственных денег – это и зарплата артистам, и корм животным. На кормление только одних животных у нас было потрачено порядка 100 млн рублей. Также шла программа, артисты приехали из Италии и привезли с собой аттракцион из 27 лошадей и 12 тигров, и всех надо кормить.
– Как справлялись?
– Тяжело. До сих пор восстанавливаемся, потому что у нас, чтобы выйти на самоокупаемость, заполняемость должна быть минимум 60%. Где-то помогло государство, которое выделило определенную сумму всем циркам и зоопаркам. Слава богу, что мы обошлись без человеческих потерь.
Подробнее в сюжете: Цирк