В Нижегородской области при взрыве газа погиб младенец, пострадали семь человек. Предварительная причина ЧП – неисправность оборудования. Как избежать утечки газа в жилых помещениях, телеканалу «МИР 24» рассказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
- Сейчас оборудование автоматизировано, но все равно происходят эти случаи. Из-за чего?
Александр Фролов: Это человеческий фактор. В данном случае мы не будем говорить о причинах, потому что о них должны сказать следователи – это определенные процессуальные действия. Мы говорим в целом. Есть проблема, которая, к сожалению, не решается на протяжении лет 13 – 14. Это проблема внутридомового газового оборудования.
Откуда она взялась? Были построены дома, в них есть внутридомовое газовое оборудование, которое вы можете видеть в виде плиты, нагревателя. Дома были построены, эксплуатировались, и в течение 1990-х и значительной части 2000-х годов как-то существовало это ВДГО само по себе. Были ответственные органы, которые старались за этим следить, но люди зачастую даже попыткам следить за состоянием ВДГО препятствовали.
С одной стороны, присутствует изношенность, с другой – человеческий фактор. Люди игнорируют необходимость осмотра ВДГО. Если взять столичный регион, с завидной регулярностью приходят специалисты, проверяют.
- Там, где я живу, раз в полгода приходят специалисты. До этого у меня была квартира, где был проточный газовый нагреватель и газовая плита – проверяли и вентиляцию, и плиту, и нагреватель. А кто за что отвечает?
Александр Фролов: Есть газовые службы, как раньше 04, приходит специалист и осматривает. Мы приходим к тому, что люди не пускают их осмотреть. Если вдруг они обнаруживают утечку, они могут обратить на это внимание и провести некие мероприятия. Вы будете знать, что у вас не все хорошо.
Главная опасность в том, что есть газовоздушная смесь атмосферного воздуха с метаном, которая является газом, который вы видите в своей плите в качестве красивых голубых огонечков. Это смесь 4% метана и атмосферного воздуха, который имеет неприятное свойство самопроизвольно взрываться. Когда вы слышите про взрывы на шахтах, это как раз оно. Это большая проблема, с которой сталкиваются шахтеры, это их риск, и там стоит специальное резервное оборудование, оно должно работать. Мы перескакиваем с внутридомового оборудования, но это родственные по физико-химическим свойствам процессы.
- Есть же домашние установки, которые фиксируют утечки?
Александр Фролов: С ВДГО та же история. В газ, чтобы вы почувствовали утечку, специально добавляется одоратор – вещество, добавляющее запах газу. Сам по себе метан вы не учуете.
Что необходимо сделать, чтобы не допускать образования газовоздушной смеси? У вас должна быть работающая вытяжка. Многие считают, что вытяжка для того, чтобы неприятные запахи во время готовки уходили, и по всей квартире едой не пахло. Нет, это, в первую очередь, для того, чтобы не допускать образования газовоздушной смеси. Вы готовите, включаете плиту – включите вытяжку.
Если вы почувствовали запах газа и не понимаете, откуда он идет, откройте форточку, включите вытяжку и вызывайте газовую службу, благо, телефоны всем доступны. Пусть они приедут и проверят: у вас эта проблема или не у вас, а вы чувствуете запах, который идет от соседей, притом соседи могут отсутствовать дома, а у них такое безобразие происходит. Это большая проблема, к которой необходимо быть готовым.
Решается проблема просто: вытяжка, форточка, звонок в специализированную службу. До прихода специалиста лучше отойти подальше от кухни, а лучше собрать тревожный чемоданчик, теплые вещи, деньги, документы и выйти подождать на лестничной клетке. Пришли люди – проверили, сказали, что у вас все хорошо, но лучше «перебдеть».
К сожалению, люди игнорируют проверки. Не надо их игнорировать. Многие волнуются, что под видом специалиста газовой службы к ним могут прийти мошенники, начать предлагать установить датчики, что-то поменять. Есть документы – вы можете проверить, позвонить в службу и узнать график проверки.
- Существует экспертное мнение о переоборудовании всех квартир и домов с газовыми плитами оборудованием с автоматическим отключением, либо оборудование всех домов датчиками, которые будут при фиксации утечки перекрывать всю газовую магистраль. Это может помочь сократить количество ЧП?
Александр Фролов: Мы сразу упираемся в вопрос – за чей счет? Мне кажется, что подобного рода проекты вряд ли будут реализованы, скорее, будет постепенная замена. Более реалистичным мне представляется включение решения этой проблемы в федеральные программы, в программы отдельных регионов по реновации жилья, когда вы расселяете людей из ветхого жилого фонда, строите для них новое жилье, переселяете туда, а там, скорее всего, будут стоять электрические плиты, потому что расселяют в многоэтажные дома, где по госстандартам нельзя ставить газовые плиты – это связано с давлением, и вы таким образом автоматически решаете проблему ВДГО. Но это тоже небыстрый процесс.
Подробнее в сюжете: Гости эфира