28 апреля все православные верующие отметят большой праздник – Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье празднуется ровно за неделю до Пасхи и рассказывает о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Именно с этого момента истории начался путь его крестных страданий. Почему же тогда этот день считается праздником?
«Этот день напоминает нам о главном событии в истории – о победе Христа над смертью, над царящими на земле грехом, разделением, страхом. То есть над всем, что держит людей в рабстве, – говорит духовный попечитель Преображенского братства, священник Георгий Кочетков. – С духовной точки зрения, Иерусалим символизирует собой душу человеческую, а вход Господа в Иерусалим – его вхождение в наши души. Главное, приняв Господа в душе, не отвергнуть и не предать его в себе. Этот вход знаменует приход Царя и Победителя над всем, что держит людей в рабстве: над злом, смертью, царящими на земле грехом, разделением, насилием, страхом».
Указанием на то, какое именно царство несет Христос, был ослик – символ мира. О нем говорилось в древнем предсказании – он как противоположность коню, на котором въезжал бы царь, чья власть обеспечивалась внешней силой. К слову, многие современники, даже узнававшие в Иисусе Мессию, предполагали, что он должен захватить политическую власть путем вооруженного восстания и освободить Израиль, который находился на тот момент под римской оккупацией.
«Однако Иисус показывает какой-то совершенно иной образ победы, безоружной победы его любви над силами мира сего, – говорит священник. – У него нет внешней власти, нет политической программы, но притягательна внутренняя сила его духа, его целостность, его сострадание и открытость людям. На эту силу отзываются те, чье сердце и совесть открыты Богу, и они хотят быть его учениками, быть в общении с ним. Именно этой силой Христос создаст на земле Церковь как собрание тех, кто хочет разделить его путь. Даже враги Христа, принимая решение о его казни, с досадой говорят: «Весь мир идет за ним», хотя на тот момент за ним шла лишь небольшая горстка учеников».
Согласно евангельскому описанию, люди, радостно встречавшие Христа, который за несколько дней до своей казни въезжал в город, приветствовали его пальмовыми ветвями. А поскольку на Руси пальму встретишь не часто, то в русской традиции ее заменили веточки вербы – единственного цветущего в эту пору растения. Отсюда и название праздника – «Вербное воскресенье». А в англоязычной традиции Вход Господень в Иерусалим называется Palm Sunday – «Пальмовое воскресенье».
Вербное воскресенье предваряет страстную неделю, когда православные вспоминают о последних дней земной жизни Спасителя. По традиции накануне праздника, в Лазареву субботу верующие приносят с собой в храм веточки вербы, которые освящаются на всенощном бдении. Ими и украшают свое жилище.
В эти дни положено некоторое послабление в посте. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, а в праздник Входа в Иерусалим – рыба и морепродукты. Но после захода солнца наступает время самой строгой, страстной седмицы, и все послабления отменяются. «Начиная с воскресного вечера, в течение всей страстной недели важно прожить и прочувствовать воспоминания о последнем земном пути, который совершил Христос. Ведь не наплакавшись о нем у креста в пятницу, нельзя почувствовать и все ликование Воскресения Христова», – говорит Георгий Кочетков.
«Тем, кто знает и любит богослужение, нельзя пропустить службы последних дней страстной недели от Великого Четверга до Великой Субботы, и конечно, самой пасхальной заутрени и литургии. И всем важно просто прочитать Евангелие, хотя бы самое маленькое, от Марка, но не торопясь, вдумчиво. Чтобы пройти со Христом и его учениками весь его путь от начала служения до Воскресения», – отмечает священник.
Читайте также: