Авария на Чернобыльской АЭС произошла 35 лет назад. В ликвидации последствий участвовали сотни тысяч человек со всего Советского Союза. Корреспондент «МИР 24» из Казахстана Асель Русалиева встретилась с некоторыми участниками тех событий.
Свои сто дней в Чернобыле Виктор Деймунд вспоминает с горечью. На войну с мирным атомом ушел добровольцем в 27 лет. Убирали радиоактивный мусор с энергоблока, вблизи взорвавшегося атомного реактора. Здоровому офицеру хватило 35 минут, чтобы полностью облучиться.
«Радиация на различных площадках крыши энергоблока была от 600 до трех тысяч рентген в час. Разовая смертельная доза – это где-то 300 рентген. И можно посчитать: на площадке, где уровень радиации три тысячи рентген в час, достаточно пробыть 10-20 минут, чтобы умереть», – рассказал Виктор Деймунд.
За минуту бойцы должны были успеть закинуть в спецконтейнер 10 лопат мусора. Лишняя секунда в зоне высокой радиации стоила жизни.
Виктора Сичкаря отправили в Чернобыль прямо с завода. Опытный токарь устранял последствия аварии на четвертом энергоблоке. Врачи обследовали, но молчали. Что получает страшную дозу радиации, лишь догадывался.
Жизнь разделилась на до и после Чернобыля. Радуется, что успели с женой родить троих детей. После «зоны отчуждения» помнит только больницы.
«Рак легких нашли. Оно даром не проходит. Я в 96-м году лежал в госпитале в Алматы, оформился на третью группу, и там сказали, что у меня восемь хронических болезней. Радиация есть в костях до сих пор», – рассказал Сичкарь.
С последствиями катастрофы у самого горнила смертельного реактора трудились больше 32 тысяч казахстанцев, в основном военнослужащие 27-го химического полка. Почти 28 тысяч не дожили до наших дней. Умерли от лучевой болезни. В Казахстане чернобыльцев приравняли по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны.
«Мерами соцподдержки охвачены участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 86-87 годов, 88-89 годов, лица, ставшие инвалидами вследствие катастрофы, их дети, инвалидность которых генетически связана с облучением одного из родителей, а также семьи пострадавших при ликвидации Чернобыльской аварии», – сообщила руководитель управления министерства труда и социальной защиты населения Казахстана Гульзат Жусупбекова.
Чернобыльцы с инвалидностью ежемесячно получают чуть больше 50 долларов, без инвалидности – 42 доллара. Семьи погибших – на 10 долларов меньше.
«Раньше, если ты едешь на курорт, давали путевки. Если нет мест на курорте, давали деньги, чтобы поправить здоровье в других санаторных лечебницах. Но сейчас этого нет. Только одна в Катарколь, и то не всегда бывают путевки», – отметил председатель Союза ветеранов и инвалидов Чернобыля Республики Казахстан Максут Искаков.
Сегодня в столице чернобыльцы, несмотря на карантин, собрались у памятника жертвам трагедии. Из 400 ветеранов пришли немногие. Вспоминали товарищей и радовались, что удалось сохранить оптимизм и чувство юмора.
Подробнее в сюжете: Трагедия в Чернобыле