Руккола, мангольд, мицуна, романо – более 12 сортов салатов и томатов выращивают на тепличном комбинате в Кисловодске под чутким присмотром людей и роботов. В том числе кейл, который на западе называют «русской капустой» – почему, читайте в репортаже «МИР 24».
«У нас теплица уникальная, действительно аналогов в России нет. Мы подаем искусственно СО2, используем торф. Кстати, мы много здесь используем импортозамещения, в том числе торф, который мы получаем из братской Беларуси. Используем дополнительное освещение, ультрасовременную пленку, которая пропускает ультрафиолет, систему верхнего полива», – рассказывает генеральный директор комбината Янис Галаниди.
Технологию «досвечивания» используют для стимуляции роста растений в зимний период. Хотя, казалось бы, комбинат находится в Кисловодске – самой лучшей световой зоне страны. Просто на производстве не хотят терять ни минуты времени: в период короткого дня растениям дают дополнительный искусственный свет, чтобы созревание происходило так же естественно, как и летом. А в жаркий летний день могут и туман пустить, чтобы растения чувствовали себя комфортно. Все эти технологии и использование новейших передовых идей в агрономии позволяют получать рекордные урожаи – только с одного квадратного метра на комбинате собирают до 80 килограммов сладких томатов. Стоит отметить, что комбинат – дочернее предприятие старейшей российской компании, которая трудится на овощном рынке с начала прошлого века.
«С 1918 года и первые инновации применяли, в том числе биозащиту растений. В учебнике 1975 года описано, как в советской России использовали биометод, и это позволило поставить определенные рекорды по сбору урожая. Тогда гордились рекордами по томатам, с одного квадратного метра урожайность – 24 кило. За это давали ордена. Сейчас мы тоже ставим рекорды. Допустим, у нас без дополнительного освещения собрали 67 килограммов с квадратного метра. Это беспрецедентно высокий урожай для России», – говорит гендиректор.
Никаких ядов и химикатов на комбинате не используют – только биометод. Для опыления томатов закупают шмелей и пчел. Работницам комбината не рекомендуют использовать духи, иначе насекомые могут буквально облепить даму, источающую фруктовый или цветочный аромат. В борьбу с вредителями растений вступают так называемые хищники-энтомофаги, утверждает Алехандро Интриаго. Главный агроном хозяйства приехал в Россию из солнечного Эквадора и больше 16 лет проработал в разных теплицах по всей стране. Теперь делится опытом в Кисловодске.
«Сам по себе я люблю хорошо и правильно кушать. Естественно, я все так стараюсь делать, чтобы я этот продукт мог сам есть. Я себя не буду травить. И поэтому стараюсь, чтобы эти продукты были максимально чистыми. Если это салат, он должен пахнуть салатом, если это томат, то он должен пахнуть томатом. Это признак его натуральности», – утверждает Интриаго.
И действительно, аромат помидоров и зелени стоит в каждом помещении. В теплицах, которые нам показывает агроном, всегда поддерживают одинаковую температуру и влажность. На предприятии внедрена полностью автоматизированная линия выпуска различных видов салата – от рассады до упаковки. Лучшие мировые технологии, а значит, облегченный физический труд. Работники комбината в основном только обслуживают технику, а всю тяжелую работу выполняют роботы. При этом на предприятии уже сейчас создано 230 рабочих мест – и это только начало. В планах расширить площади теплиц.
А ведь еще несколько лет назад в Предгорном районе Ставрополья, где расположен комбинат, было, как говорится, чисто поле. Сейчас в год на предприятии выращивают больше пяти тысяч тонн только томатов.
«Компенсация части затрат поможет нам более эффективно выращивать и наращивать объемы по производству такой продукции в России – и отказаться от импорта вовсе. Так же как это произошло с огурцом и почти произошло с томатом. По огурцу мы полностью заменили импорт отечественным производством. По томатам – практически на 70 процентов», – отмечает руководитель комбината.
На предприятии любят экспериментировать. Например, есть плантации экзотической маракуйи и даже кейла – это капуста с махровыми листьями и большим содержанием растительного белка. За границей кейл очень популярен и называют его «русской капустой». Вот почему:
«Как ни странно, в XIX веке она активно выращивалась в России и экспортировалась. Но потом о ней забыли, на смену пришла обычная кочанная капуста. Сейчас мы у себя на комбинате выращиваем кейл, он насыщен витаминами и очень популярен. Сейчас на него в России мода, я называю это «кейломанией», – шутит Галаниди.
В салатном отделении фасуют всевозможные миксы зелени, упаковочную линию только запустили. В специальной дышащей таре салаты сохраняются свежими и сочными до трех недель. Прежде чем попасть в упаковку, продукция проходит специальный пылесос, который собирает с зелени мошку. А при той стерильности, которую поддерживают в теплицах, есть зелень можно прямо из упаковки. Хотя лучше все же помыть. Затем часть салатов отправляется на производственные площадки в Москву, Татарстан и Новосибирск.
Предприятие работает по международным стандартам и имеет соответствующий сертификат. Это главное доказательство того, что выращиваемая продукция экологически чистая. Все процессы производства, от семечек до конечного продукта, контролируется Россельхознадзором и Роспотребнадзором. «А импортная продукция контролируется только на границе, и к сожалению, там нельзя гарантировать, что не использовались пестициды и яды», – замечают в компании.
Эксперты уверены, производство внутри России и, в частности стран Евразийского союза, можно проконтролировать, а значит, такие овощи и фрукты чище и полезнее. Важно поддержать предприятия субсидиями, особенно в части энергозатрат, говорят специалисты. Тогда уже лет через пять-шесть Россия сможет и вовсе полностью отказаться от импорта овощей и фруктов.