Больше тысячи историй малолетних узников нацистов годами собирает житель Кемерова Александр Шураев. В 43-м году он сам попал в плен 14-летним мальчишкой. И, вернувшись домой после войны, поставил себе цель: сохранить память о тех, кто пережил оккупацию и концлагеря, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Паршинцев.
Александр Фролович – один из первых в Кузбассе, кто вообще признался, что он был узником трудовых лагерей. Остарбайтер, нацистское клеймо навсегда в его сердце. В советские годы, говорит ветеран, об этом старались умолчать.
«А если ты был в Германии, всегда была подспудная мысль, а не набрался ли ты там идей чуждых нам. Поэтому было определенное недоверие к нам, побывавшем в Германии», – рассказал Александр Шураев.
Война началась для сельского паренька Саши Шураева с объявления в сельсовете. Помнит, как мужики помрачнели, бабы стали рыдать. Ему было 12, когда в орловскую глубинку, где он жил с родителями, вошли немцы. Два года под оккупацией, унижение и террор нацистов. В 43-м немцы отступая, вывезли всех жителей на принудительные работы в Германию.
«Немцы, особенно «Гитлерюгенд», молодежь, преданная Гитлеру, кричат на нас, бросают камни в нас. А вот эти немки суют нам бутербродики», – рассказал Александр Шураев.
По булыжной мостовой их каждый день гоняли на какой-то завод. Уже спустя много лет Александр Шураев побывал в Берлине и сделал этот снимок.
Помнит, как приходилось чистить всякие детали в цехе, где делают танки, как шатались от усталости. Им давали какую-от мучную баланду и постоянно хотелось есть, а еще сделать так, чтобы хоть как-то навредить этой вражеской немецкой машине.
Его семье повезло. Их не разлучили в лагере. А после Победы все благополучно вернулись на Родину. Уже в новой России заслуженный врач-офтальмолог Александр Шураев написал книги и множество статей про малолетних узников нацистских лагерей. Собрал в одной томе больше тысячи историй еще живых тогда кузбасцев.
«Мы все в детстве пережили большую трагедию, каждый из нас, но ни один из нас не ожесточился. Ни одного пессимиста у нас нет. У нас все очень доброжелательные друг к другу люди», – рассказала Светлана Макарова.
А еще в середине 2000-х на Алее Героев в Кемерово благодаря стараниям Александра Шураева поставили памятник «Жертвам фашизма». Под каменной глыбой – капсула с землей из мест, где нацисты массово истребляли людей.
Подробнее в сюжете: День Победы