Ровно месяц назад свой 65-летний юбилей отметил театр «Современник». Сегодня он продолжает празднование. На основной сцене – премьера: спектакль «Вечно живые. История в лицах». Постановка посвящена истории создания театра, и играют в ней продолжатели актерских династий. На генеральном прогоне побывала корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.
«Клянемся! Все отдать, не отступать! Игорь, Олег», – наивно, по-детски, а для нас тогда это было очень серьезно!
С этой клятвы в 1956 году началась история театра «Современник». Выпускники школы-студии МХАТ Олег Ефремов и Игорь Кваша кровью скрепили обещание построить свой, принципиально новый, театр. Без сценических штампов и наигранных интонаций.
Согласно уставу, пьесы к постановке принимаются все. Коллективно. – Товарищи, также, только по общему решению, в труппу брать новых актеров. – Да! – Мы мыслим себя как демократическое заведение, где все решается на труппе.
«Современник» обожали зрители, но власть его долго критиковала. За смелые выпады у театра отбирали здание, запрещали спектакли. Обо всем этом – в новой пьесе «Вечно живые. История в лицах». Режиссер Виктор Рыжаков представил, как болели «Современником» его создатели.
«Они строили не только свой дом. Они строили бесконечный, очень важный для них мост. Мост общения друг с другом. Вот это искусство коммуникаций. А театр XXI века и есть искусство коммуникаций», – считает художественный руководитель театра «Современник», режиссер Виктор Рыжаков.
Над пьесой Михаила Дурненкова работали всей труппой. Читали архивные стенограммы заседаний, воспоминания артистов. Сыграли всех, кто стоял у истоков: Волчек, Евстигнеева, Табакова, Квашу. И, конечно, Ефремова. За создателя и идейного вдохновителя «Современника» был его внук Никита.
«Для меня все-таки есть два человека Олега Николаевича. Это мой дедушка и создатель театра. Как к дедушке – я эти чувства оставлю при себе. А как создатель театра – это как некий такой патриарх, или демиург какой-то, который за собой всех вел. Действительно, жрец, наверно», – рассказывает актер Никита Ефремов.
Никита Ефремов, Иван Стебунов, Алена Бабенко – теперь новые звезды «Современника» повторяют завет театра: говорить со зрителем нужно на современном языке.
«Их объединила одна великая идея. Вот это, конечно, уникальная история. Потому что вот эта вот закваска, того, что туда Ефремов в них посадил, мы на этом до сих пор растем, развиваемся», – считает актриса Светлана Иванова.
История театра – тема узкая, только для посвященных. Поэтому постановку сыграют всего один раз – в честь юбилея. Впрочем, если зритель попросит, «Вечно живые» снова заговорят со сцены.
Ранее в Российском Академическом Молодежном Театре в рамках проекта «Повести Белкина» ученик Сергея Женовача Егор Равинский на сцене Белого зала поставил спектакль «Выстрел» по одноименной повести А.С. Пушкина. Всего два ряда для зрителей, маленькое уютное помещение с белыми кирпичными стенами создают особую камерную обстановку.
Подробнее в сюжете: Театр