В Таджикистане благодаря трехлетней программе развития сел, туризма и народных ремесел возрождаются древние промыслы. Одно из таких искусств – резьба по дереву. Как работают мастера и где востребованы их изделия, узнал корреспондент «МИР 24» Абубакр Файзуллоев.
В мастерской слышно только звуки инструментов. Мастера между собой не разговаривают, даже кажется, что они не знакомы. Просто каждый сосредоточен на работе. От этого зависит качество.
«Кандакори», или «чубкори», – «резьба по дереву» – в Таджикистане имеет тысячелетнюю историю. Доро Ниезов – потомственный мастер. Говорит: в его роду этим занимается уже четвертое поколение.
«Более серьезно этим ремеслом начал заниматься в четвертом или пятом классе. Когда увидел, как мои дяди рисовали красивые узоры, которые воплощались в дереве. Я тоже захотел научиться, и вот уже больше 30 лет работаю в этой сфере», – сказал мастер по чубкори Доро Ниезов.
Доро на заказ может сделать что угодно, начиная от маленькой шкатулки и заканчивая гигантскими деревянными воротами. Но есть работы, которые создает для души. С ними не готов расстаться ни за какие деньги. Хотя суммы предлагают немалые.
«Вот на эту работу у меня ушло почти два месяца времени. Уникальность ее в том, что на ней вырезаны четырехуровневые узоры и каждый орнамент выполнен филигранно. Если здесь допустить даже минимальную ошибку, то испортится вся работа», – отметил мастер.
Вместе с Доро сегодня в цеху трудятся его сын и несколько племянников. Он старается их обучить всем тонкостям чубкори. Мастер считает: передавать ремесло следующим поколениям – это его долг.
«Сейчас выполняю чеканку, чтобы полотно получило завершенный вид. Именно после чеканки рисунок будет ярким и объемным», – указал племянник Доро Сарвар Давлатов.
Доро говорит: чубкори сегодня популярно и за рубежом. Со своими работами он участвовал во многих европейских выставках. Особенный успех был в Италии: там раскупили все его изделия. Сейчас мастер собирается расширить помещение, чтобы набрать больше учеников.