«Забудем все, чего не было между нами…»
Стены из картона, склеенные скотчем, электронный камин, «живые» таинственные часы, черно-белый телевизор и электроприборы, управляемые силой мысли… Привет то ли из будущего, то ли из прошлого. В Российском Академическом Молодежном театре премьера спектакля «Лысая певица» по пьесе Эжена Ионеско.
«Жизнь – абсурд, – говорит режиссер Екатерина Половцева. – Пора признать эту банальность и дать волю абсурду на сцене. Нам хотелось уйти от абсурдистских штампов: от погружения зрителя в философские подтексты, от глубокомысленности и многозначительности».
Абсурд здесь повсюду: начиная с картонных стен, которые запросто можно пробить кулаком, и заканчивая часами за зеркалом над камином – невероятные, живые, абсурдные. Сначала они бьют семь часов, потом три, а затем и вовсе их вешают на стену, потому что они смолкают – мир окончательно вывернулся наизнанку и перестал быть реальным.
Здесь каждый говорит друг с другом, но на самом деле – сам с собой, потому что люди часто не интересны друг другу, особенно если долго живут вместе, то перестают ценить общение. Так и миссис Смит (Анна Ковалева) говорит про еду, обращаясь к мужу – мистеру Смиту (Алексей Бобров), а тот лишь читает газету и не слышит ее. А за зеркалом над камином периодически возникает силуэт служанки (народная артистка России Татьяна Шатилова), которая, как мы поймем чуть позже, настоящий Шерлок Холмс – она подглядывает за Смитами, подслушивает, о чем они говорят с друзьями…
А господа тем временем задаются вопросом при чтении газеты:
- Почему указывается возраст усопших, а возраст новорожденных нет?
- Это же абсурд.
И поначалу кажется, что абсурдно тут абсолютно все. Но оказывается, и здесь есть своя логика. По словам режиссера, если в нее вникнуть, то можно увидеть интересный смысловой узор.
«Комедия абсурда – это комедия ежедневных узнаваемых каждым ситуаций. И возможность на время отстраниться от этой повседневной абсурдности, признать ее беспомощность, бессмысленность и иллюзорность», – отмечает Екатерина Половцева.
В этом спектакле вообще главное – действие, а не слова, которые зачастую не имеют смысла, потому что они не выражают реальных мыслей человека. Нередко за ними прячут то, что кроется в уме на самом деле. Достаточно вспомнить миссис Мартин (Людмила Пивоварова), которая, кажется, никогда не перестает улыбаться. Она делает это в любой ситуации и при любых обстоятельствах, даже, когда ее мужа ударяет током.
Стоит отметить, что образ каждого персонажа тут тоже доведен до абсурда. Служанка, например, ест мух и смотрит «Санта-Барбару». И невольно возникает мысль, что вся наша жизнь и есть одна сплошная «Санта-Барбара». Она проносится перед нами будто сцены из немого кино. И то, что мы видим, гораздо красноречивее реплик героев. Всего в одной сцене разговора перед зрителем предстает вся жизнь действующих лиц и история их отношений.
«В нашем спектакле главное – это игра, совокупность игр. Игра как способ выжить», – подчеркивает режиссер спектакля.
И, действительно, мы видим, как люди играют – в любовь, в семью, в друзей… И так они пытаются выжить. А в голове у каждого черт знает что творится. Их подлинные чувства мы видим лишь тогда, когда ненадолго меркнет свет, а потом он резко включается, и они опять притворяются, играют… Но мы-то уже знаем, как яростно они хотят на самом деле убить друг друга. Мистер Смит флиртует с миссис Мартин, мисс Смит – с Пожарным…
И накал этих эмоций в какой-то момент достигает такого апогея, что появляется Пожарный (Александр Пахомов). «У меня приказ тушить все пожары в городе», – говорит он. Да тут и вправду только что был пожар – пожар чувств от небывалого накала эмоций! А потом они ползают по полу, рвут картон на стенах и среди этих сумасшедших абсолютно невозмутимая Служанка спокойно говорит нам: «Не обращайте внимания. Они не так плохи, как кажутся».
Но в конце концов загорается все. И что может потушить этот пожар? Да и может ли?.. «Свобода!» – кричат действующие лица. Свобода от чего? От привычки жить по правилам, от притворства или друг от друга? Люди-марионетки. Они словно все не принадлежат сами себе. Короткое замыкание и эти нервнобольные люди трясутся, что-то кричат, и по обрывкам фраз – игре слов – в очередной раз становится понятно, что тут никто никого не слышит, даже если внимательно слушает:
- В саду…
- Какаду…
- Как иду…
- Иду по ковру…
- Идешь, пока врешь…
А потом все начинается сначала: те же мизансцены, те же беседы, только на месте Смитов – Мартины. И это еще раз доказывает главную мысль, что все люди в этом мире живут по одному сценарию.
В этой постановке важна каждая мелочь и любая деталь. Даже в финале актеры кланяются спинами в зал, потому что только что показали нам мир наизнанку, в котором жизнь – это абсурд, а абсурд – это жизнь.
Подробнее в сюжете: Театр