Сегодня у главной художественной галереи России – Третьяковки – день рождения. Ей исполнилось 165 лет. За это время коллекция выросла в 100 раз. Многие картины известны всем еще со школы, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Елена Ширяева.
С этой картины началась Третьяковка – «Стычка пограничников с финляндскими контрабандистами», написанная на злобу дня художником Василием Худяковым. Стоила 450 рублей. Это первое, что купил коллекционер Павел Третьяков. 22 мая 1856 года – эта дата и стала днем рождения галереи.
В коллекции Третьяковки только русские художники. И не просто так. Однажды Третьяков купил полотна старых голландских мастеров, а они оказались подделкой. Решил работать с современниками – отечественными живописцами. Ездил по мастерским, скупал картины. Соревновался с самим императором Александром III, который в это же время пополнял собрание Русского музея, и опередил правителя – собрал две тысячи шедевров.
«Он действительно был частным лицом, и выполнил свою миссию, которую должно было сделать государство! Важно, что он с самого начала мыслил, чтобы этот музей был доступный для всех», – рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
У директора Зельфиры Трегуловой любимый шедевр – «Явление Христа народу» Иванова. Написать картину по библейскому сюжету художник задумал еще студентом, а закончил через 20 лет. Позировал ему сам Гоголь.
«Они были приятелями, оба жили в Италии. Но он обижал его скептицизмом, говорил, что вряд ли он закончит эту картину, уж больно она большая. Они поссорились. Может поэтому он его изображает раскаявшегося грешника», – рассказала сотрудница научно-просветительского отдела Третьяковской галереи Любовь Головина.
Многие знаменитые картины хранят тайны, о которых посетители порой даже и не догадываются.
Все знают, что «Утро в сосновом лесу» написал художник Шишкин. Хотя здесь его – только лес. А медведи, которых, кстати четыре, а не три, принадлежат кисти совсем другого художника – Константина Савицкого. Но Третьяков, приобретая картины у Шишкина, удивился, увидев фамилию Савицкого и стер ее. Так, Савицкий и остался в тени своего соавтора.
И как тут выделить экспонат номер один? А он есть: иконы 11 века. Это самые ценные и древние экспонаты Третьяковки, которая первая начала выставлять иконы, как произведение искусства. Узнать о каждой можно из каталогов. Сотрудники собирают информацию – по миллиметрам с помощью микроскопа.
«Благодаря этим методам делаем выводы по технике живописи, ее история бытования, какие были подновления. Как он изменился, можно реконструировать первоначальный облик икон и ее деталей», – рассказала научный сотрудник отдела древнерусского искусства Софья Свердлова.
Недавно здесь раскрыли тайну, которую веками хранила главная святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей матери. Сотрудники при сканировании обнаружили – с обратной стороны изначально был написан образ Святого Николая Чудотворца.
«Следы от гвоздей остались. И все совпадает по лику, по диаметру. Поэтому представление наше об истории этой иконы поменялось», – рассказала главный научный сотрудник древнерусского отдела Екатерина Гладышева.
На Лаврушинском переулке все устремляются сюда – в терем русской культуры. Еще пару метров – и перед вами сокровища нации. В свое время с коллекцией расширялось и здание галереи. Только при Павле Третьякове – три раза. Занимали соседние помещение, чтобы уместить всех желающих.
Под строгим взглядом Павла Третьякова посетители, как и 165 лет назад, продолжают идти бесконечным потоком. Сегодня Третьяковка, как и завещал ее основатель, открыта для всех.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»