Участники восьмой экспедиции «АйКумена» – это совместный проект нашей телекомпании и агентства «Социальные сети» – провели неделю на Урале. Одним из главных этапов маршрута стал сплав по следам «железных караванов». Подробнее – руководитель экспедиции автор и ведущий программы «В гостях у цифры» Денис Терехов.
Зарождение на Урале горнозаводской промышленности в начале XVIII века сопровождалось многими сложностями. Но чуть ли не главной из них была логистика. Добыть руду и выплавить для нужд Российской империи чугун, железо и медь – это только полдела. А вот доставить потом ценный груз в европейскую часть страны было едва ли не тяжелее, чем произвести сам металл.
Пятый день нашей экспедиции, сплав по реке Чусовой, от Харенок до Еквы, по маршруту «железных караванов». Именно так еще каких-то 200 лет назад уральский металл отправлялся в центральную Россию.
Но и тут природа проверяла человека на прочность. Дело в том, что Чусовая не слишком полноводная река, и груженные железом суда могли пройти по ней только весной – с конца апреля по середину мая, сразу после ледохода, когда вода поднималась на два-четыре метра. Барки с металлом выстраивались в так называемые «железные караваны» и шли одна за другой, создавая порой на реке самые настоящие пробки. А еще столкновение с прибрежными камнями. Каждое седьмое судно не доходило.
«Они практически неуправляемы. Плот 40 на 40, с прибитыми бортами, тупым носом, двумя рулевыми веслами. Остальное делает течение. И на изгибе реки в 180%, где стоит 70-метровая скала, велик шанс, что барка ударится», – рассказал краевед Никита Юрьев.
«Железным караванам» нужно было преодолеть 420 км по Чусовой до Камы, а потом двигаться по Волге, Оке и далее, под парусами и при помощи бурлаков. На ярмарку в Нижнем Новгороде при удачном стечении обстоятельств они добирались к июлю. До Москвы – к осени. А до Петербурга на следующее лето, после зимовки в Твери. Только в начале ХХ века на смену «железным караванам» окончательно пришли железные дороги, и буквально вдохнули новую жизнь в российскую промышленность.
Станция Билимбай, одна из первых на Урале. Там даже стоит памятник первому паровозу. Его создали тоже в этих краях.
Строительство железнодорожного транспорта и по сей день является важной отраслью. В пригороде Екатеринбурга Верхней Пышме на «Уральских локомотивах» группы «Синара» производят самые массовые тяжелые грузовые локомотивы и ультрасовременные легкие электропоезда.
«Ласточка» – это единственный российский электропоезд, который сделан полностью из алюминия. Когда все детали соберут вместе, сварят, вагон будет весить всего 10,5 тонны. Это примерно как вес трех автомобилей.
«Эти поезда саму парадигму развития пассажирского комплекса железных дорог России поменяли. Удалось даже перетащить со своих автомобилей людей в поезд, потому что там удобно, вай-фай, но, самое главное, безопасно. И скорость выше», – отметил заместитель генерального директора завода «Уральские локомотивы» Виталий Брексон.
В XXI веке железнодорожный транспорт переживает второе рождение. И в первую очередь это связано с появлением высокоскоростных магистралей. Махнуть на выходные из Москвы в Екатеринбург будет так же просто, как прокатиться на машине по Золотому кольцу. А посмотреть на Урале есть что. Мы ездили, мы знаем.
Подробнее в сюжете: МИР на 18-й кнопке