Он снял всего девять фильмов, но это не помешало ему стать одним из самых известных и уважаемых советских режиссеров. Пока конкуренты ругали его картины за недостаток патриотизма и искаженное видение войны, сам Хрущев приказывал посылать их в Канны, где они неизменно собирали ворох наград. Сняться у него считали за честь не только отечественные, но и зарубежные звезды, такие как Орнелла Мути, Джанкарло Джаннини и другие.
Всю жизнь он боролся за то, чтобы в кино главенствовало искусство, а не политика, и ради своих убеждений не раз рисковал карьерой и положением. Сегодня, 23 мая, исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского кинорежиссера, сценариста, народного артиста СССР Григория Чухрая. О том, как благодаря всего одной фразе он стал студентом ВГИКа, встретил на фронте любовь всей жизни и случайно сорвал съемки Федерико Феллини посреди поля – читайте в нашем материале.
Григорий Чухрай родился 23 мая 1921 года в Мелитополе в семье красноармейцев Наума Рубанова и Клавдии Чухрай. Когда мальчику было три года, родители разошлись, и мать дала ему свою фамилию. В детстве Грише пришлось много переезжать: в конце 20-х они с мамой перебрались из Запорожья в Днепропетровск, откуда в 1932 году бежали в Кисловодск, спасаясь от голодомора. Затем они некоторое время жили в Пятигорске, после в Баку и, наконец, вернулись в Днепропетровск. Там Клавдия Петровна повторно вышла замуж – за председателя колхоза Павла Литвиненко. Именно он стал для Григория настоящим отцом, опорой и поддержкой, и тот факт, что спустя годы режиссер назвал сына в честь отчима, явно это подтверждает.
В 1935 году Павла Антоновича от работы направили на учебу во Всесоюзную академию соцземледелия. Так семья оказалась в Москве. Через три года Литвиненко окончил академию и вернулся с женой на Украину, а Гриша остался в столице, чтобы закончить школу и получить аттестат.
В 1939 году, когда на страну уже надвигалась Вторая мировая война, Чухрай вернулся в Днепропетровск к родителям. Но те недолго радовались воссоединению с сыном: в конце того же года Григория призвали в армию. Его служба началась в полковой школе Мариуполя. В апреле 1941 года, узнав о наборе добровольцев в воздушно-десантные войска, Чухрай тут же подал рапорт о переводе. В итоге он попал в подготовительный лагерь для радистов под Белгородом. О том, что Германия объявила войну СССР, Чухрай узнал во время учебного похода под Полтавой.
Во время Великой Отечественной войны Григорий служил связистом в составе воздушно-десантных частей, воевал на Южном, Сталинградском, Донском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Также участвовал в боях на Тамани, Донском фронте, принимал участие в военно-воздушной операции «Днепровский десант» в составе 2-го Украинского фронта.
Будучи десантником, Чухрай неоднократно забрасывался в тыл к немцам, четыре раза был ранен. На его счету множество подвигов, за которые впоследствии ему был присужден ряд правительственных наград. Так, в 1944 году он был удостоен ордена Красной Звезды за то, что, находясь в тылу врага, добыл ценные сведения противника, пересек линию фронта, доставил информацию в штаб, а затем вернулся в расположение противника для установки связи. А уже после окончания войны, в октябре 1945-го, Григорий был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени за то, что взял в плен вражеского бойца, захватил ручной пулемет и уничтожил из него шестерых противников.
Чухрай еще в юные годы обнаружил тягу к писательству, в течение всей войны вел дневник. В дни боев под Сталинградом он записал в своей тетради: «Нужно обязательно рассказать...» Что впоследствии и сделал: в конце жизни Григорий Наумович опубликовал книгу «Моя война», где без прикрас и утайки рассказал о том, какими были те горькие и страшные дни его жизни.
Но не только боль и ужас принесла Чухраю война – на фронте он встретил свою любовь. Ею оказалась молоденькая студентка Ира Пенькова, они познакомились в самом начале войны в Ессентуках. Днем девушка рыла окопы, а вечером, когда была возможность отдохнуть и хоть ненадолго забыть о войне, ходила на танцы. Там ее и приметил Григорий. Вскоре выяснилось, что Ирина – бывшая однокурсница его сослуживца. Это дало толчок их знакомству, которое переросло в глубокое, серьезное чувство. Затем война на несколько лет разлучила влюбленных.
Однако Григорий не собирался сдаваться: он написал в газету «Комсомольская правда» письмо с просьбой помочь отыскать любимую. Обращение опубликовали, и Ира нашлась! После очередного ранения Чухраю полагался заслуженный отпуск, и, как только он узнал, что Ессентуки освобождены от оккупантов, тут же поехал к возлюбленной и сделал ей предложение. Из двух недель отпуска десять дней он потратил на дорогу к невесте.
Григорий и Ирина поженились 9 мая – ровно за год до окончания войны. Поэтому в семье Чухрай в этот день всегда отмечали сразу два праздника. Через год после Победы у пары родился сын Павел, который в будущем пошел по стопам отца и стал режиссером (читатель наверняка знает его по фильмам «Водитель для Веры», «Вор», «Классик» и др.). В 1961 году на свет появилась дочь Елена – она тоже связала свою жизнь с кино, став киноведом.
Когда же сам Чухрай решил, что станет режиссером? По одной из популярных версий, это случилось еще в Сталинграде. В одном из разрушенных домов города, среди гор пыли и осколков, Григорий наткнулся на небольшую книжку. Это оказался учебник по теории кино, написанный известным советским режиссером и сценаристом Львом Кулешовым. Война не баловала развлечениями, и Чухрай с интересом взялся за необычное чтиво. Оторваться – уже не смог.
Уволившись в запас в звании старшего лейтенанта, Чухрай решил поступать во ВГИК. Он заметно проигрывал многим абитуриентам, так как плохо разбирался в теории искусства и прочел не так много классики – в конце концов, фронт был не лучшим местом для того, чтобы наверстывать недостающие знания. Поэтому вступительные экзамены он практически завалил. Но Григорий чувствовал: создавать новую жизнь на экране – это его призвание. И когда ему в очередной раз задали вопрос, на который он не знал ответа, молодой человек смело сказал: «Если кто-нибудь в бою не оправдывал наших надежд, то не потому, что не знал приемов боя или обращения с оружием, а потому, что в критический момент ему не хватило чувства долга и собственного достоинства. Я старался поддерживать эти чувства. В искусстве буду делать то же».
Устоять перед такой напористой искренностью не смог ни один педагог. Чухрай был зачислен на курс Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Надо отметить, что бойкий характер и неудержимую тягу к справедливости он демонстрировал и на протяжении всей учебы. Так, он был единственным студентом, который, рискуя быть исключенным, встал на защиту Юткевича, когда встал вопрос о его увольнении. В итоге режиссера все же подвергли опале и выгнали из института за его фильм «Свет над Россией», который, по мнению властей, «неправильно» представлял образ Ленина.
Чухраю его дерзость сошла с рук, а вот дипломный проект юноша едва не завалил. Съемки уже начались, когда старая рана вдруг дала о себе знать – Григорию пришлось срочно лечь в больницу. Когда же он выписался, то обнаружил, что его лишили и декораций, и съемочной группы. К счастью, на помощь пришел наставник: Михаил Ромм взял Григория ассистентом в свой знаменитый фильм «Адмирал Ушаков». Режиссер доверил Чухраю самому снять несколько сцен, но не стал включать их в картину, а вместо этого предложил своему подмастерью их смонтировать и представить в качестве дипломной работы. Так Чухрай и поступил. Проект был успешно принят комиссией.
В 1953 году, окончив институт, Григорий Наумович был принят на Киностудию имени А. Довженко. Там он два года проработал ассистентом режиссера и вторым режиссером. В 1955 году Чухрай перешел на «Мосфильм» и начал снимать уже самостоятельно. Его дебютной большой работой стала экранизация одноименной повести Бориса Лавренева «Сорок первый». Эту книгу Чухрай впервые прочел в госпитале, когда восстанавливался после очередного боевого ранения. Сюжет рассказывает о событиях Гражданской войны. Отряд красноармейцев, преследуемый белыми, скитается по пустыням Средней Азии. Достигнув Аральского моря, бойцы решают взять лодку и вплавь добраться до большой земли. Но во время шторма отряд гибнет: в живых остаются только девушка-стрелок Марютка и белый поручик, которого большевики взяли в плен. Выброшенные на необитаемый остров, молодые люди вынуждены общаться друг с другом, и постепенно между ними вспыхивает любовь. Но когда к острову причаливает лодка с белогвардейцами, поручик бросается им навстречу, а Маша, верная своему долгу, стреляет любимому в спину...
История о том, как война калечит и уносит жизни молодых, прекрасных людей, глубоко поразила Чухрая. Спустя годы он вспомнил о ней и решил, что должен во что бы то ни стало донести до людей весь ужас и бесчеловечность войны. В своем фильме он сумел показать не просто бойцов, бездумно выполняющих приказы, а людей – живых, чувствующих, страдающих. Впервые в советском фильме белый офицер был показан не мерзким врагом революции, а интеллигентным и обаятельным молодым человеком, искренне любящим свою страну и вызывающим сочувствие зрителя.
В итоге Чухрай довольно сильно отошел от сценария, написанного Григорием Колтуновым – тот показался ему слишком сухим и помпезным. Ознакомившись с режиссерской версией, Колтунов пришел в ужас и послал директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву грозную записку: «Под этой грязной белогвардейской стряпней я не поставлю своего честного имени!»
Но Пырьев отстоял картину Чухрая. А уж когда ее оценил сам Никита Хрущев, вопросов ни у кого больше не оставалось. Фильм вышел на экраны в 1956 году и имел невероятный успех. А по поручению генсека ленту отправили на Каннский фестиваль, где она соревновалась с работами Бергмана и Феллини. Главной награды фильм не получил, но был отмечен специальным призом жюри «За оригинальный сценарий и исключительные художественные достоинства». Так начался большой путь Чухрая-режиссера.
Следующая работа Григория Чухрая оказалась не менее знаковой. В 1959 году на экраны вышел фильм «Баллада о солдате». Эта картина удивительна тем, что в ней почти нет боевых сцен, но она пронизана духом войны и при этом полна любви и сострадания к простому человеку. Этот фильм, как и «Сорок первый», Чухрай задумал снять еще на фронте. Тем самым он хотел отдать дань памяти тем, кто сражался и отдал жизнь за родную землю.
Сначала он хотел снять в главной роли Олега Стриженова, который до этого сыграл белого поручика Говоруху-Отрока в «Сорок первом». Но поразмыслив, пришел к выводу, что на роль связиста Алеши Скворцова нужен актер помоложе. В итоге главного героя блестяще сыграл молодой актер Владимир Ивашов, а главную женскую роль исполнила студентка Жанна Прохоренко.
И вновь история повторилась: картина подверглась шквалу нападок со стороны критиков как «недостаточно патриотическая». Комиссия, утверждавшая фильмы, потребовала от Чухрая вырезать некоторые сцены, но он наотрез отказался. В итоге ленту запретили к показу во многих крупных городах, что сильно отразилось на кассовых сборах. Но, как и в прошлый раз, фильм неожиданно для всех оценил Хрущев. Никита Сергеевич одобрил работу Чухрая и велел ее тоже отправить в Канны. Там «Баллада о солдате» получила сразу две награды: приз «За лучший фильм для молодежи» и «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества». Кроме того, фильм был удостоен Ленинской премии и даже стал номинантом на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий». Правда, об этой номинации режиссеру даже не сообщили...
Также картина получила призы кинофестивалей в Сан-Франциско, Милане, Варшаве, британскую премию BAFTA, датскую премию «Бодил» и много других наград. В общей сложности картина получила 101 зарубежную премию!
Но Чухрай и не думал сбавлять темп. Уже через два года после триумфального выхода «Баллады» он представил свой следующий фильм – «Чистое небо» вышел в кинотеатрах уже в 1961 году. Это история о том, как бежавший из плена советский летчик пытается вернуться к нормальной мирной жизни, но оказывается отвергнут властью и обществом, которое воспринимает его как предателя. По понятным причинам в те годы такое кино на экраны пропустить не могли, и фильм лег «на полку» до лучших времен. «Лучшие времена» наступили в середине 1980-х, в эпоху перестройки – о картине вновь вспомнили, и она получила второй шанс.
Еще большей травле подвергся фильм Чухрая «Трясина», главную роль в котором исполнила Нонна Мордюкова. Она сыграла крестьянку, муж которой погиб на войне, а сын пропал без вести. Младший сын – последнее, что осталось от ее семьи, и женщина решает во что бы то ни стало спасти его жизнь. В итоге Матрена (героиня Мордюковой) прячет сына на чердаке, чтобы его не забрали в армию, и окружающие постепенно начинают ее избегать.
Таким образом Чухрай в очередной раз показал неоднозначность войны, ее бессмысленную и беспощадную жестокость. Неудивительно, что и здесь большинство цензоров взъелись на режиссера: «Как это так – прославлять дезертирство?!» В результате многие сцены были вырезаны, но картину все же допустили к показу, хотя премьера случилась лишь в 1978 году.
Григорий Чухрай всегда славился своей открытостью, непредвзятостью и широтой взглядов – неудивительно, что даже в эпоху «железного занавеса» его уважали и ценили за рубежом. Чухрай водил дружбу со многими именитыми режиссерами и актерами, а некоторых даже снимал в своих картинах. Так, в 1980 году на экраны вышел советско-итальянский фильм «Жизнь прекрасна», где главные роли сыграли Джанкарло Джаннини и Орнелла Мути. Это головокружительная история о летчике, который оказывается втянут в борьбу подпольщиков с правящей в стране военной хунтой. Пожалуй, эта картина выделяется на фоне остальных работ Чухрая, но в ней он поднимает все те же проблемы, размышляя о правах человека, чести, достоинстве, истинной свободе и счастье.
Близкому знакомству Чухрая с представителями западной киноиндустрии поспособствовал тот факт, что в 1963 году он был избран председателем жюри III Московского международного кинофестиваля. В составе жюри в том году было много именитых иностранцев: французский актер Жан Марэ, американский режиссер Стэнли Крамер, итальянский сценарист Серджо Амидеи и другие.
Среди прочих свою картину на конкурсе представлял оскароносный Федерико Феллини: он привез в Москву ставший впоследствии культовым фильм «Восемь с половиной». Вся судейская комиссия единогласно планировала присудить главный приз этой картине. Но советское партийное руководство было категорически против: чиновники настаивали, чтобы пальма первенства была присуждена отечественному фильму «Знакомьтесь, Балуев».
«Это было такое непонятное, динамичное время в России. Партийные начальники не могли прочувствовать перемены в политике и в том, как Россия открывалась миру. Сложно было придумать что-то глупее и бездарнее, чем выставить на конкурс от СССР картину «Знакомьтесь, Балуев». Это было чистое посмешище, никто к ней серьезно не относился, ее даже в шутку называли «Знакомьтесь, балуйтесь», ничего другого там просто и не было», – рассказывал в одном из интервью сын режиссера Павел Чухрай.
В итоге ЦК и Министерство культуры начали давить на Чухрая, даже грозились исключить его из партии. Но и Чухрай был не прост: с присущей ему дерзостью, которая не покидала его никогда, он сам пригрозил чиновникам выйти из жюри, если Феллини не дадут главный приз. В конце концов итальянскую картину все же наградили, но на всякий случай в советский прокат решили не пускать.
Зато Чухрая и Феллини после этого связывала долгая и крепкая дружба. Однажды в конце 70-х с режиссерами даже приключилась забавная история. Это произошло как раз в то время, когда Григорий Чухрай снимал фильм «Жизнь прекрасна».
«Должны были снимать под Римом, выбрали какое-то ржаное поле, которое им очень понравилось, – вспоминал Павел Чухрай. – Когда с утра они приехали на это поле со всей съемочной группой, то с другой стороны поля увидели точно такую же кинематографическую кавалькаду. Оказалось, что это группа Феллини, который приехал снимать в этот же день на этом самом поле. Они встретились, посмеялись и разъехались, так и не став снимать на этом месте: решили, что раз так получилось, то никто из них не будет снимать на этом поле».
За свою долгую жизнь (он прожил 80 лет) Григорий Наумович снял всего девять фильмов, два из которых документальные. Но своим творчеством он внес неоценимый вклад как в отечественный, так и в мировой кинематограф, и многочисленные награды это только подтверждают.
Кроме того, в 1965 году Чухрай основал при «Мосфильме» Экспериментальную творческую киностудию (ЭТК), которую возглавлял на протяжении десяти лет. Он организовал работу студии по совершенно новой, непривычной для советского кинопроизводства модели: съемки фильмов планировали дольше, но осуществлялись быстрее, сотрудников стало меньше, но работали они эффективнее. А главное, все участники съемочного процесса теперь были гораздо более мотивированы, поскольку их зарплата напрямую зависела от успеха фильма в прокате, чего раньше не бывало.
На студии Чухрая были сняты такие легендарные фильмы, как «Раба любви», «Белое солнце пустыни», «Иван Васильевич меняет профессию» и многие другие. В своей автобиографии режиссер впоследствии признавался, что для него успех этих картин был даже важнее, чем собственное творчество. «Какое счастье думать об интересах своей страны, а не о своих личных интересах!» – писал он.
Григорий Чухрай прожил долгую, честную и прекрасную жизнь. Его не стало 28 октября 2001 года на 81-м году жизни, причиной смерти стал инфаркт. Режиссера похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.