В Арктике сильнее всего ощущается глобальное потепление. Она нагревается в три раза быстрее, чем вся планета. Ученые говорят: все настолько серьезно, что уже наши внуки могут увидеть Арктику совсем безо льда, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Деркач.
Иван Дмитриевич Папанин руководит героями-зимовщиками, которым родина поручила проникнуть в тайны далекого полярного бассейна. В мае 1937-го группа советских ученых решилась на небывалую авантюру: пересечь Северный Ледовитый океан верхом на льдине. Полярная станция девять месяцев дрейфовала в Арктике, проплыла больше двух тысяч километров до берегов Гренландии. Сегодня такое путешествие – что-то из области фантастики.
«Она бы просто растаяла где-то на начальном этапе пути, и ничего бы такого красивого не получилось», – объясняет директор Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Иван Болотов.
В мае в Антарктиде появился самый большой в истории айсберг. Размером в две Москвы. В феврале там откололся кусок льда площадью с Санкт-Петербург. Образование айсбергов – явление нормальное, говорят ученые. Но их размер все же имеет значение.
«Во-первых, эти айсберги стали довольно больших размеров. Во-вторых, в последнее время зафиксировано разрушение шельфовых ледников», – говорит заведующий отделом гляциологии Института географии РАН Станислав Кутузов.
Шельфовый ледник – продолжение наземного ледового покрова, который под действием силы тяжести сползает в море. Лед легче воды. Поэтому край ледника стремится всплыть на поверхность и, в конце концов, отламывается. Так появляются айсберги. Шельфовые ледники Антарктиды занимают 1,5 миллиона квадратных километров – как площадь Монголии. Их разрушение может обернуться катастрофой для целых государств.
«Это серьезная проблема, особенно для низко расположенных стран. Это и страны Юго-Восточной Азии, и островные государства. Дополнительно эта проблема усугубляется тем, что это, как правило, страны развивающиеся», – предупреждает заведующий отделом гляциологии Института географии РАН Станислав Кутузов.
Если Нидерланды, четверть территории которых ниже уровня моря, давно построили себе дамбу, то, например, Бангладеш просто не потянет такие расходы. Жители самой густонаселенной страны мира в ближайшие десятилетия будут искать себе новый дом. Эксперты подсчитали: каждый дополнительный градус среднегодовой температуры может сделать бездомными миллиард человек.
Одни части планеты страдают от наводнений, другие – от засухи. Уровень воды в Каспийском море за последние 15 лет упал на 133 сантиметра.
«Для сохранения Каспия надо сажать саженцы. Леса или искусственные насаждения создают облака. Увеличиваются испарения, создаются дожди», – объясняет эколог Тельман Зейналов.
Не все хорошо и в горах Кавказа. Ледники на вершинах активно тают. За прошедший век их масса сократилась в четыре раза.
«По старым картам мы можем сказать, что в конце XIX века ледник Зормак, его язык, находился на высоте 2100 метров. А сейчас он находится на высоте 3300», – рассказывает доктор геолого-минералогических наук Игорь Васьков.
За последние 30 лет температура в регионе повысилась на полградуса. Росгидромет измерил скорость глобального потепления в странах Содружества. Быстрее всего климат меняется в Беларуси. Молдова – на втором месте, Россия – на третьем. Армения – на четвертом. Самая стабильная страна – Таджикистан.
Но если Молдова и Армения – страны южные, то, как быть с жарой в Якутии? Верхоянск. Мировой полюс холода. Зимой 65 градусов мороза – норма. А вот плюс 38 летом, пожалуй, там никогда не видели.
«Последний раз для этого пункта такая температура – плюс 37,3 – наблюдалась в 1988 году. Причем это было в июле», – рассказывает заместитель начальника якутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Татьяна Маршалик.
В 2018 году в Якутии приняли закон «Об охране вечной мерзлоты». Земля, тысячелетиями скованная льдами, оттаивает на глазах. В районе поселка Чурапча, в 180 километрах от Якутска, – сплошные впадины и кочки. Так проседает вечная мерзлота.
Осенью двухэтажка в Якутске буквально раскололась надвое. Экспертиза показала: бетонные балки, на которых стоит дом, разрушились от сырости.
«Наши квартиры не подлежат восстановлению. Такое решение комиссии. Поэтому мы не знаем, где мы будем жить», – отмечает пострадавшая Раиса Горохова.
Капитальная застройка Якутии началась в 1960-х. Из-за особенностей климата все дома там стоят на сваях. Их вбивали на восемь метров в глубину. Летом земля оттаивала, но дом не проседал. Сегодня такой уверенности у специалистов нет.
«Уже идет оттайка до пяти метров. Как пойдет дальше эта оттайка, с какой скоростью? С какой интенсивность? Может быть, это пять лет. Может быть, это 20 лет. Может быть, это 50 лет, когда, в общем-то, 70% каменного домостроения столицы республики сложатся как карточный домик», – говорит директор центра экологического просвещения «Эйге» (Якутия) Валентина Дмитриева.
За последние 100 лет в Якутии потеплело на пять-шесть градусов. Тогда как во всем мире – всего на полтора. Река Колыма каждый год заливает прибрежные поселки. Их жители стали экологическими беженцами.
«Растепление» вечной мерзлоты таит еще одну опасность – вскрытие могильников сибирской язвы. Смертельные вирусы и бактерии просто обожают теплую погоду и быстро начинают размножаться. Если связь глобального потепления с пандемией коронавируса не установлена, то с эпидемией энцефалита – она прямая. Клещи наводнили территории, где их отродясь не видели.
«В 2000 году на территории Якутии было девять случаев укуса клеща. В 2020 году это уже 303 укуса», – отмечает Валентина Дмитриева.
«Энцефалитные клещи за последнее десятилетие очень сильно продвинулись на север. Вплоть до северной Карелии вы можете встретиться с клещом. Раньше такого не было», – говорит директор Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Иван Болотов.
Пока клещи осваивают север, медведи идут на юг. Причина – резкое сокращение морского льда в Арктике. Без него хищники не могут охотиться. Поэтому еду ищут в городах.
«Стемнело, я сама слышала: только не могу понять, по речке или по дороге идет. Но тяжелый такой», – вспоминает жительница Магадана Светлана Попова.
Медведи на улицах российских городов уже не образ, созданный иностранцами, а реалии сегодняшних дней. В этом полностью вина человека. Разрушая экологию привычных мест обитания хищников, люди создают опасность самим себе.
В США – очередное нашествие цикад. Красноглазые насекомые вышли из 17-летней спячки. Уснули при Буше, проспали президентство Обамы и Трампа – и теперь наводят ужас на местных жителей. Ученые успокаивают: цикады выбираются из грунта только раз в жизни, чтобы вывести потомство. Ну а то, что их так много, – объясняют просто: в последнее время климат на поверхности земли стал комфортнее, чем в ее глубинах.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: