В Москве ждут мигрантов. Ограничения на въезд постепенно снимают. Сегодня российским компаниям не хватает примерно миллиона рабочих рук. Чтобы восполнить дефицит, московский миграционный центр открыл представительство в Узбекистане, где подбирает персонал, сообщил корреспондент «Мир 24» Артем Васнев.
Бахтияр Касенов хоть и небольшой, но начальник. Он прораб. За 12 лет работы в Москве настоящим шоком для мигранта из Кыргызстана стала пандемия. В прошлом году весной на два месяца стройка встала. И он не знал, что делать – бежать на родину на вывозном рейсе или остаться здесь, без денег, с женой и тремя детьми. Выжить помогли работодатель и финансовая подушка.
«Во время пандемии мы занимались волонтерством. Наша компания помогла трем тысячам людей. Мы продукты коробками относили домой им. Не только кыргызстанцам, всем. Наша компания нам тоже продуктами помогала», – рассказывает Бахтияр Касенов.
В пандемию вывозными рейсами Россию покинули около полумиллиона мигрантов. Столько же не смогли въехать из-за закрытых границ. Сейчас дефицит в миллион рабочих рук. Ситуация сложная.
«У нас формально, или, как любят говорить, де-юре с основными странами исхода мигрантов границы открылись. Но фактически они продолжают оставаться закрытыми, потому что в тех же постановлениях, которыми открывались эти границы, написано: два самолета в неделю. В Таджикистан, Узбекистан. Но у нас до пандемии в Таджикистан летало 76 самолетов в неделю», – отметил президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов.
Мигрантов в России действительно не хватает. За три первых месяца 2020 на учет встали почти три с половиной миллиона иностранцев, в этом году – на полтора миллиона меньше. Количество действительных разрешений на работу снизилось на треть. Действующих патентов тоже стало меньше.
На стройке в подмосковном Сколково работают выходцы почти из всех стран Содружества. Армяне благоустраивают территорию, граждане Узбекистана и Таджикистана льют бетон. Настоящий интернационал. Но собрать такую команду было очень сложно. В разгар пандемии строительной компании пришлось рекрутировать рабочих из российских регионов.
«Это повлекло затраты, в силу того, что стоимость труда рабочих из регионов превышает стоимость труда рабочих из ближнего зарубежья, также это повлияло на сроки строительства, уменьшилось количество рабочих, сроки строительства увеличились», – заявил заместитель директора по строительству группы компаний Виталий Лычиц.
Падение темпов строительства – далеко не единственный минус. Есть и еще один, более существенный, последствия которого ощутят покупатели квартир.
Все эти трудности с привлечением мигрантов в качестве рабочей силы повлияли на себестоимость строительства. Она выросла. Одни только билеты подорожали. Рейсов из стран ближнего зарубежья стало меньше. А платит за билеты подрядчик.
Россия заинтересована в тружениках из стран Содружества. И демонстрирует это. В марте в Ташкенте торжественно открыли представительство Московского миграционного центра.
«Также мы планируем открыть (представительство) на территории Республики Таджикистан. Это вторая по численности страна исхода, процентов 30 мигрантов, которые трудятся на территории Российской Федерации – это граждане Таджикистана. Через месяц-полтора мы запустим наше представительство», – отметил руководитель организации ГБУ «Миграционный центр» Сергей Балдин.
В Федерации мигрантов России говорят, что решение у проблемы самое простое – надо открыть границы. Но сейчас пока лишь послабления из-за угрозы очередной волны коронавируса.
«Россия улучшит условия для трудовых мигрантов», – такое заявление сделал президент Владимир Путин на саммите Евразийского экономического союза. Для них создадут интернет-платформу и приложение, которые помогут оформлять необходимые документы.
Подробнее в сюжете: Рынок труда в СНГ